Минфин готов удвоить топливные акцизы

Чтобы залатать дыру в дорожных фондах, Минфин предлагает повышать топливные акцизы вплоть до 2016 г. В течение четырех лет они вырастут практически вдвое
Нефтяники готовы смириться с повышением акцизов на бензин, лишь бы не росли ставки НДПИ/ N.KOLESNIKOVA/ AFP

Топливные акцизы продолжат расти и после 2015 г., следует из проекта Основных направлений налоговой политики (копия есть у «Ведомостей»).

Минфин предлагает в 2016 г. поднять ставки акцизов на «Евро-5» до уровня ставок на «Евро-4» на 2015 г. Конкретные значения ставок акцизов на 2014–2016 гг. еще не определены, но исходя из действующих к 2016 г. налоговая нагрузка на бензин класса «Евро-5» вырастет вдвое по сравнению с нынешним уровнем – с 5143 руб. с тонны до 10 358 руб. (см. таблицу). С 2013 г. запрещен оборот топлива класса «Евро-2», с 2015 г. начнет действовать запрет для «Евро-3», с 2016 г. – «Евро-4», т. е. класс «Евро-5» станет минимально разрешенным.

У Росавтодора сходные предложения (с ними ознакомились «Ведомости»): в 2016 г. довести ставки для топлива «Евро-5» до 10 540 руб. с тонны. Это позволит компенсировать выпадающие доходы, подсчитал Росавтодор. Есть и более радикальный сценарий – 11 120 руб. с тонны к 2016 г. «Это всего лишь на 40 коп. с литра больше, а дорожные фонды дополнительно получат более 30 млрд руб.», – говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Речь даже не о повышении, а о восстановлении ранее запланированных темпов роста, настаивает он.

Еще в 2010 г. правительство запланировало ежегодную индексацию акцизов, чтобы наполнить воссозданные дорожные фонды. А в 2011 г. правительство пошло навстречу нефтяникам и, чтобы стимулировать модернизацию нефтепереработки, решило повышать ставки для более экологичного топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5» медленнее, чем на «Евро-2» и «Евро-3». Снижение темпов роста акцизов было подарком для нефтяников, сетует федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру; модернизировать производство им все равно предписывали четырехсторонние соглашения, которые в 2011 г. 12 крупнейших нефтяных компаний заключили с Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом.

Но из-за перехода на более экологичное топливо пострадали дорожные фонды, причем в большей степени региональные: их доходы более чем на 70% формируются из топливных акцизов. Дыру на 2014–2015 гг. Минфин ранее оценивал в 108,7 млрд руб. А к 2016 г. дорожные фонды недосчитаются 205 млрд руб. по сравнению с объемом, на который рассчитывал Росавтодор до введения стимулов для нефтепереработки, подсчитали в ведомстве.

Дефицит в региональных дорожных фондах был уже в 2012 г., рассказывает чиновник, курирующий инфраструктуру: из-за ускоренной модернизации НПЗ поступления оказались на 24 млрд руб. меньше запланированных, это около 7% от их совокупного объема.

Минфин уже ищет средства, чтобы покрыть выпадающие доходы дорожных фондов и при этом не слишком резко повышать акцизы: министр финансов Антон Силуанов ранее предлагал повысить пошлины на экспорт мазута с 66 до 75–80% от нефтяной с 2014 г., а ставки НДПИ для нефти – на 5% в 2014–2016 гг. и направить дополнительные поступления на дороги.

Дальнейшее повышение НДПИ, как и повышение акцизов на «Евро-5», – неверный шаг, говорил в интервью «Ведомостям» президент «Башнефти» Александр Корсик. Сначала была обещана льгота для производителей топлива класса «Евро-5», теперь ее собираются отменить, сетовал Корсик: «Мы выпускаем классное топливо в соответствии с лучшими стандартами, а теперь нас за это наказывают?»

Хуже всего – повышение НДПИ, говорит сотрудник крупной нефтяной компании: рост ставки на 5% приводит к снижению добычи на 10–15% в течение двух-трех лет. Индексация акцизов – более логичный шаг, считает он: в таком случае за улучшение качества дорог будут платить их непосредственные пользователи. Но дифференциацию для различных экологических классов необходимо сохранить, подчеркивает он: производство более экологичного топлива обходится дороже. Проблема в том, что чиновники рассчитывают, что бензин дорожать не будет, а это противоречит понятию акциза как налога на потребление, сетует собеседник «Ведомостей».