Банки должны подключиться к финансированию из ФНБ ранее одобренных проектов

Банки должны подключиться к финансированию из ФНБ уже одобренных проектов, считают Минфин и Минэкономразвития. Это может затормозить сами проекты
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Деньги фонда национального благосостояния (ФНБ) на ранее одобренные инфраструктурные проекты должны пойти через банки, рассказали два чиновника финансово-экономического блока. Минфин и Минэкономразвития обсуждают схему поддержки банков за счет ФНБ одновременно с финансированием проектов: например, банк получает субординированный кредит за счет ФНБ и обязан эти деньги направить на финансирование инфраструктуры.

Минфин считает, что этот подход нужно применить к уже одобренным проектам, знает чиновник: лимит инвестирования ФНБ в российские проекты - 60% - не должен быть расширен. Схему следует использовать для проектов, по которым это возможно, согласен другой чиновник: например, 150 млрд руб. на финансирование БАМа и Транссиба должны быть выделены через покупку привилегированных акций РЖД, а их банки приобретать не могут, зато они могут вложить в облигации госкомпании «Автодор» или «Новатэка». Решение по заявке «Новатэка», запросившего 150 млрд руб. на «Ямал СПГ», должно быть принято «в ближайшее время», сообщил вчера замминистра экономического развития Николай Подгузов.

Схема с инвестированием средств ФНБ в инфраструктуру через банки пока обсуждается, объясняют два чиновника финансово-экономического блока: рассматриваются различные варианты вплоть до возможного вхождения банков в капитал проектов. Чтобы применять такой подход, придется вносить изменения в законодательство, а возможно, и уточнять параметры финансирования проектов, замечает один из них. Пока все равно одобрены «лишь названия, а не сами проекты», продолжает собеседник «Ведомостей». Нужно прорабатывать финансовую модель, утверждать паспорта проектов, иначе о выделении денег ФНБ не может быть и речи, тем более что утверждение схемы с участием банков потребует времени, резюмирует он. «Деньги [на утвержденные проекты] будут выделены, вопрос - как», - успокаивает другой чиновник: важно воспользоваться возможностью решить максимум проблем одной и той же суммой.

Но пока чиновники спорят, могут возникнуть проблемы с реализацией проектов. «Автодор» рассчитывал получить средства на ЦКАД до конца этого года. Наблюдательный совет госкомпании еще в октябре утвердил решение о выпуске ценных бумаг на 21,7 млрд руб., покупатель - Минфин. Паспорт проекта - на утверждении в Минфине, говорит представитель «Автодора», министерство уже сообщило об отсутствии замечаний к условиям эмиссии, другой информации не поступало.

В проект ЦКАД можно было бы инвестировать по схеме с участием банков, но, чтобы это произошло до конца года, необходимо согласованное решение профильных ведомств, отмечает представитель Минэкономразвития. К проекту надо приступать, но окончательное решение о выделении средств до конца года пока не принято, прорабатываются детали, говорит представитель Минфина.

По утвержденному правительством плану средства ФНБ должны быть выделены в 2014 г. для секций 1 и 5 ЦКАД, указывает представитель «Автодора». Деньги нужны на авансы, уточняет человек, близкий к «Автодору»: в мае было подписано долгосрочное инвестсоглашение со «Стройгазконсалтингом» Руслана Байсарова, который построит секцию 1, в декабре должно быть подписано соглашение с АРКС Геннадия Тимченко, недавно победившей на конкурсе за секцию 5. Представители «Стройгазконсалтинга» и АРКС отказались от комментариев. У проекта ЦКАД жесткие сроки, важно соблюдать график финансирования, говорит сотрудник компании, участвующей в проекте: обсуждать схемы предоставления средств ФНБ можно было бы для последующих выпусков бондов «Автодора».