Даниэле Финци Паска не смог поймать Чехова

Международный Чеховский фестиваль отметил 150-летие Чехова, отправив классика в цирк

Спектакль «Донка (Послание Чехову)» сочинил сентиментальный фантазер Даниэле Финци Паска, знаменитый постановками красивых ностальгических шоу с канадским цирком «Элуаз». Что за послание? Почему донка? А просто слово хорошее, а Чехов любил рыбалку. Финци Паска запускает удочку в озеро чеховских мотивов, вылавливает там что-то свое, запечатывает образ в бутылку и отправляет по волнам коллективной памяти. Три воздушные гимнастки, толкаясь, смешно кувыркаются на одних качелях. Ну, вы их знаете. Ольга, Ирина, Маша. Жизнь надо изображать не такой, как она есть, и не такой, как должна быть, а такой, как представляется в мечтах? Сказано – сделано. На занавес проецируется веселый эквилибр: одна клоунесса, сидя на стуле, поддерживает вторую, вдруг решает чихнуть или почесаться, убирает руки, и напарница в ужасе зависает в воздухе. Но не падает, потому что на самом деле артистки разыгрывают этюд, лежа на полу. Финци Паска прекрасно управляет летучими ассоциациями и метафорами-акробатами. Но, получив сверхзадачу, тяжелеет и тонет в банальности. Тот факт, что Чехов был доктором и умер от чахотки, приводит режиссера к идее долго обыгрывать термин «анатомический театр», а в финале устроить на сцене хоровод с больничной койкой. Жаль. Поначалу-то клев у «Донки» был хорош. А потом стало нечего ловить.