Кризис увеличил спрос на шедевры искусства до рекордного

Шедевры снова в цене, показали результаты последних аукционов Sotheby’s и Christie’s. На Sotheby’s даже был побит мировой рекорд аукционной цены: скульптура «Шагающий человек I» Джакометти ушла за 65 млн фунтов стерлингов

Многие годы покупка художественных шедевров радовала не только коллекционеров, но и состоятельных инвесторов. Вложения в произведения искусства приносили хорошую прибыль. До 2008 г. на протяжении пяти лет Mei Moses All Art Index, который рассчитывается по ценам продажи произведений искусства на крупнейших аукционах, ежегодно рос примерно на 20%. Но в 2008 г. на фоне финансового кризиса он снизился на 4,8%, а в 2009 г. – еще на 23,5%. При этом снижение затронуло в большей степени низший и средний ценовые сегменты. Правда, с конца прошлого года ситуация на арт-рынке стала выправляться, за октябрь – декабрь 2009 г. Mei Moses All Art Index вырос на 13,1%. Аукционные цены на наиболее дорогие и качественные работы пошли вверх.

Скульптура дороже картин

Так, бронзовая скульптура «Шагающий человек I» работы швейцарца Альберто Джакометти была продана в среду с аукциона Sotheby’s в Лондоне за £65 млн ($104,3 млн по курсу в день аукциона) телефонному покупателю, пожелавшему остаться неизвестным. По слухам, он не из Америки и не из Западной Европы. Цена продажи многократно превысила эстимейт (£12–18 млн) и стала рекордной для аукционного дома. Предыдущий рекорд принадлежал картине Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой», проданной за $104,168 млн нью-йоркским отделением Sotheby’s в 2004 г.

Отлитая в 1961 г. скульптура в человеческий рост была выставлена на торги германским Commerzbank, который приобрел ее у Dresdner Bank в прошлом году. На аукционе за нее боролись 10 человек.

«Джакометти является одним из самых ликвидных мастеров, он автор пяти работ из списка Skate’s Top 1000 с положительной доходностью по повторным продажам (см. таблицу)», – говорит управляющий директор Skate’s Art Market Research Сергей Скатерщиков. Однако он считает, что покупатель, заплативший более $100 млн за скульптуру на этой неделе, статистически не имеет никаких шансов впоследствии продать ее с прибылью.

Скульптуры Джакометти популярны у богатых жителей России и Дальнего Востока. Так, летом 2008 г. Роман Абрамович приобрел на ярмарке искусств «Арт Базель» одну из работ серии «Венецианские женщины» за $14 млн и подарил ее Центру современной культуры «Гараж» Дарьи Жуковой. По данным The Wall Street Journal, победитель нынешнего аукциона – не Абрамович.

Картинный интерес

Еще одним хитом торгов стал пейзаж Густава Климта «Церковь в Кассоне» (1913 г.). Работа, выставленная на торги благодаря мировому соглашению между ее нынешним хозяином и наследником законного владельца (лишившегося ее в годы нацизма), легко превысила эстимейт в £18 млн и была продана за £26,9 млн ($43 млн).

Десятимиллионный рубеж перешел также натюрморт Поля Сезанна «Кувшин с фруктами на столе», проданный за £11,8 млн ($18,9 млн).

Успеху секции импрессионизма и модернизма на Sotheby’s предшествовали удачные торги Christie’s во вторник, где самым дорогим проданным произведением искусства стала «Голова женщины (Жаклин)» Пабло Пикассо, ушедшая за £8,1 млн ($13 млн), вдвое превысив предварительные прогнозы. По словам сотрудницы лондонского Christie’s Джованны Бертацциони, прошедший аукцион показал: «Спрос высок, и знающие покупатели со всего мира заняты приобретением произведений искусства». Она отметила также, что последнее полугодие прошлого года было отмечено «заметным притоком» качественных работ, выставляемых на продажу. Арт-дилер Дэвид Нахмад из Монте-Карло отмечает, что после слабого с точки зрения продаж прошлого года богатые клиенты опять «вкладывают свои наличные в искусство».

Тот факт, что покупатели готовы приобретать искусство по рекордным ценам образца середины 2000-х гг., вернет многих сомневающихся коллекционеров и арт-инвесторов на рынок, считает Скатерщиков. По его наблюдениям, в период оттока капиталов с основных рынков в альтернативный сегмент вроде арт-рынка инвесторы выбирают наиболее ликвидные работы, чтобы продать их в момент улучшения рыночной конъюнктуры.