За 20 лет водка в России стала в 5 раз доступней

По оценке аналитиков ФБК, зарплаты россиян обогнали цены на большинство потребительских товаров.
И.Грибовская

Сколько можно было купить на одну среднемесячную зарплату (кг/л) по данным Росстат и ФБК

Ценовая доступность большинства потребительских товаров в России стала выше за последние 20 лет. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК, которые составили своеобразный рейтинг доступности товаров для населения. Для этого была проведена оценка того, сколько единиц товара (кг, л) можно было купить на одну среднемесячную заработную плату в 2009 г. по сравнению с 1990 г. (Среднемесячная заработная плата работников в 1990 г. составляла 303 руб., в 2009 г. – 18 785 руб.)

По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, безусловным лидером в списке доступных товаров является водка – она стала доступнее в 5,3 раза: если в 1990 г. на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 л водки, то в 2009 г. – уже 87,8 л (см. таблицу).

Второе место в рейтинге доступных товаров занял коньяк, доступность которого возросла в 2,7 раза. Как отмечают аналитики ФБК, крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными, однако заметного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось: этот показатель в России остается стабильно высоким – около 10 л абсолютного алкоголя на душу населения в год.

Относительно более дешевыми, а значит, доступными, согласно рейтингу ФБК, в последние 20 лет стали также шампанское, лук репчатый, яйца, мясо птицы, яблоки и некоторые другие товары. Однако ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя относительно более дорогим. К таковым относятся, в частности, пиво, доступность которого уменьшилась на 7,9%, сыр – на 18,5%, говядина – на 23,2%, свинина – на 26,4% и т. д. «Мясо действительно стало относительно менее доступно, но только по цене, потому что в 1990 г. его во многих регионах страны вообще было очень сложно купить», - напоминает Николаев.

На последних местах в рейтинге доступности российских товаров рыба. Если в 1990 г. на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой, то в 2009 г. – 238,8 кг. «Представленные данные, пусть и по ограниченному перечню потребительских товаров, опровергают расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить», - резюмировал Николаев. По его словам, ценовая доступность не менее половины товаров стала выше.