За 20 лет водка в России стала в 5 раз доступней

По оценке аналитиков ФБК, зарплаты россиян обогнали цены на большинство потребительских товаров.
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
И.Грибовская
Сколько можно было купить на одну среднемесячную зарплату (кг/л) по данным Росстат и ФБК
Сколько можно было купить на одну среднемесячную зарплату (кг/л) по данным Росстат и ФБК

Ценовая доступность большинства потребительских товаров в России стала выше за последние 20 лет. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК, которые составили своеобразный рейтинг доступности товаров для населения. Для этого была проведена оценка того, сколько единиц товара (кг, л) можно было купить на одну среднемесячную заработную плату в 2009 г. по сравнению с 1990 г. (Среднемесячная заработная плата работников в 1990 г. составляла 303 руб., в 2009 г. – 18 785 руб.)

По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, безусловным лидером в списке доступных товаров является водка – она стала доступнее в 5,3 раза: если в 1990 г. на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 л водки, то в 2009 г. – уже 87,8 л (см. таблицу).

Второе место в рейтинге доступных товаров занял коньяк, доступность которого возросла в 2,7 раза. Как отмечают аналитики ФБК, крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными, однако заметного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось: этот показатель в России остается стабильно высоким – около 10 л абсолютного алкоголя на душу населения в год.

Относительно более дешевыми, а значит, доступными, согласно рейтингу ФБК, в последние 20 лет стали также шампанское, лук репчатый, яйца, мясо птицы, яблоки и некоторые другие товары. Однако ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя относительно более дорогим. К таковым относятся, в частности, пиво, доступность которого уменьшилась на 7,9%, сыр – на 18,5%, говядина – на 23,2%, свинина – на 26,4% и т. д. «Мясо действительно стало относительно менее доступно, но только по цене, потому что в 1990 г. его во многих регионах страны вообще было очень сложно купить», - напоминает Николаев.

На последних местах в рейтинге доступности российских товаров рыба. Если в 1990 г. на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой, то в 2009 г. – 238,8 кг. «Представленные данные, пусть и по ограниченному перечню потребительских товаров, опровергают расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить», - резюмировал Николаев. По его словам, ценовая доступность не менее половины товаров стала выше.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more