Выбор «балерины десятилетия» превратился в банальный, но ладный концерт

На московском гала-концерте «Звезды XXI века» должны были объявить «балерину десятилетия», но выбор не состоялся – звание присудили всем четырем претенденткам
Е. Фетисова

Звезды XXI века», созданные в 1993 г. в Торонто и с тех пор прижившиеся еще в Париже, Нью-Йорке и Ницце, объединяют несколько десятков танцовщиков. Ни возраст, ни звания, ни страна приписки, ни театр значения не имеют – учитывается только персональный статус. Эта гибкая система безболезненно позволяет сохранять лицом проекта главную современную звезду – Владимира Малахова, в то же время делать ставку на едва начавшего карьеру Даниила Симкина. И гарантирует вечный успех у публики – большинство мировых столиц не избалованы тусовками балетной элиты.

Москва здесь исключение: последние полтора десятилетия приучили нас к круговороту балетных звезд, чаще всего приезжавших прямо в момент своего восхождения. И набором имен, даже самых звонких, публику не завлечь.

«Звезды XXI века» стартовали в Москве гениально просто. Они представили свой проект мировой сборной по балету, приехавшей за олимпийской медалью – званием «балерина десятилетия». Из семи участниц-танцовщиц за звание должны были бороться Диана Вишнева из Мариинского театра, прима Баварского балета Люсия Лакарра, Светлана Лунькина из Большого и звезда Королевского балета Великобритании Алина Кожокару – четверка старших маститых балерин. Формат соревнований объявлен не был, и каждая определяла его для себя сама.

Первой из претенденток в номере Юрия Клевцова «Прикосновение к мечте» на сцене появилась Светлана Лунькина, для которой это было и возвращение в профессию после долгого перерыва, связанного с рождением второго ребенка. Она единственная показалась в этот вечер в трех номерах программы. В «Жизели» ей оказалось еще сложно соревноваться с воспоминаниями о себе самой в оптимальной форме. А специально поставленный для концерта номер «Венеция в лучах заката» не объяснил, чем привлек Лунькину, работавшую с Пети, Ратманским и Уилдоном, самодеятельный хореограф Юрий Выскубенко, не умеющий обыграть даже внешних данных балерины.

Люсия Лакарра, поддерживаемая Марлоном Дино, тоже вступила в соревнование сама с собой, повторив свои фирменные фрагменты из «Пленницы» и «Таис» Пети. И проиграла: ее лишенный технических трюков дуэтный танец выглядел самим совершенством, однако рождал воспоминания о партнерстве более выразительном и кантилене еще более непрерывной и исполненной широты «дыхания».

Алина Кожокару, которую вместе с постоянным партнером Йоханом Кобборгом знают в Москве так хорошо, как ни одну другую зарубежную балетную пару, все же нашла в своем репертуаре нечто для нас новое: фрагменты из «Рапсодии» Эштона и «Манон» Макмиллана. И хотя диапазон актерских возможностей этой пары давно изучен, их искренность и обаяние второе десятилетие все еще не превращаются в наигранность.

Новыми образами удивила и Диана Вишнева, выбравшая дуэты, внешне вызывающе простые и изнуряюще требовательные актерски (партнер – Марсело Гомес из American Ballet Theatre). В соединении мобильного жесткого «Головокружения» Бигонзетти и мелодраматичной «Дамы с камелиями» Ноймайера узнавалась юная Вишнева, для которой каждый выход на сцену означал попытку прыгнуть выше собственных достижений. И хотя она получила звание «балерины десятилетия» вместе с другими тремя номинантками, это была единственная участница концерта, кто мог выйти и вышел после оглушительных оваций, устроенных не участвовавшим в конкурсе Наталье Осиповой и Ивану Васильеву (Большой театр). Но юному драйву и избытку сил балерина, сама умеющая ставить мировые технические рекорды, не противостояла – она уже задала ту планку, до которой придется тянуться первостатейным звездам начинающегося десятилетия.