Зрители-потребители, которые не выросли в покупателей

Галереи «Винзавода» дружно выдали вернисажи – в качестве параллельной программы к ярмарке «Арт Москвы»
В. Леденев

Если на ярмарке «Арт Москва» в атмосфере тревожно зависал вопрос – для кого все это современное искусство? – то ответ на него с энтузиазмом фланировал по Винзаводу. На ярмарке галереи не то чтобы надеялись на продажи, но считали, что богатые должны там хотя бы прогуливаться, и поэтому выставились для них – очень дорогими вещами. Но даже на VIP-показе, по выражению одной из участниц, «вместо людей нам подсунули менеджеров третьего звена». Однако, если искусство плохо покупают, это не значит, что оно никому не нужно.

По выставкам параллельной программы «Арт Москвы» с удовольствием прогуливалась бодрая молодежь, любящая хорошо провести время – в том числе и на Винзаводе, плюс, естественно, все действующие лица современного искусства – московские и понаехавшие на ярмарку.

Бодрая молодежь и богемствующая буржуазия – это и есть зрители-потребители того искусства, что выставили в галереях, но их никто как покупателей, даже потенциальных, на вырост, не рассматривает. Наше современное искусство высоко себя ценит и по докризисной привычке ждет «людей», жаждущих расстаться если не с сотней-другой, то с несколькими десятками тысяч в инвалюте.

В параллельной программе галереи как раз расслабились, показали, что хотели. Знающие люди прежде всего посмотрели ожидаемое. Новую работу Дубосарского и Виноградова «Химки Life» в Paperworks Gallery – ею оказалась серия списанных с фотографий акварелью сцен повседневной жизни подмосковного города, в котором у художников мастерская. Акварели получились совершенно уж сбесхитростные, хотя и лирические. Если бы стоили недорого, можно было бы повесить в типовой химкинской квартире.

Сложный и многодельный проект показал в XL Сергей Шаховцев – перевел в поролоновую скульптуру сцену компьютерной битвы. Его можно поместить в каком-нибудь музее современного искусства. В «Айдан» демонстрируют очередные опусы Оксаны Мась, какие-то пупырчатые полусферы, похожие на парковые или садовые объекты. Ну а Гельман выставил Илью Чичкана с ерническим, но, честно говоря, очень внешне противным «Бытовым сюрреализмом». «Риджина» показала немного буквально пугающей живописи Даниэля Рихтера. И на все это народ смотрит. Правда, больше всего свободной молодежи скапливается у стены со старыми фотографиями ИТАР-ТАСС.