Америка вспомнила о своем капитане

Кинокомикс «Первый мститель» (Captain America: The First Avenger) открывает всему миру главного супергеройского патриота США Капитана Америку. Весь мир, возможно, будет потешаться. А зря

Капитан Америка появился на страницах комиксов в 1941 г., чтобы навалять по сусалам обнаглевшим фашистам. Он стал популярным не только в США, но был и остался ура-патриотом. Поэтому не будем возмущаться тем, что в экранизации нет ни полслова об СССР.

Чьорт побьери!

Российский дубляж привносит дополнительный комизм: женщина-офицер, в которую влюбляется герой, говорит с акцентом, как на неродном языке. Англичанка, что с нее возьмешь.

Порадуемся лучше, что дух советской пропаганды все равно веет, где хочет. Штамп «фашистская гидра» как будто перекочевал в «Первого мстителя» с наших плакатов: именно «Гидрой» называется могущественная организация во главе с нацистом-оккультистом по прозвищу Красный Череп (Хьюго Уивинг), главным противником Капитана Америки. А помощник Красного Черепа – ученый пузан-коротышка – мог бы быть срисован с карикатур Кукрыниксов, похоже изображавших буржуев-финансистов Третьего рейха. Жаль, что студия Marvel и режиссер Джо Джонстон не отважились на тотальную ретро-стилизацию пропагандистских клише. Если в изображении американской военщины еще видны плакатные образы 1940-х, то солдаты «Гидры» заимствованы уже не то из «Звездных войн», не то из «Космического десанта».

В сущности, история «Первого мстителя» как раз о силе и глупости пропаганды. С чего бы болезненному и хилому Стиву Роджерсу (Крис Эванс) так рваться на фронт? Его страну не бомбят, о войне он знает в основном из агитационных роликов, которые крутят перед киносеансами. И завидует знакомым бравым парням в красивой форме, которые завтра полетят за океан сражаться с абсолютным злом. Упрямство Стива таково, что сбежавший от нацистов гений-изобретатель (Стэнли Туччи) выбирает его для эксперимента по превращению в суперсолдата. Но вместо того, чтобы отправиться на войну, суперсолдат попадает в шоу, где побеждает водевильного Гитлера и собирает пожертвования для армии США в сопровождении патриотического канкана.

Эта часть фильма – самая любопытная и содержательная, но понятно, что реанимация подзабытого персонажа комиксов Marvel затевалась не ради сарказма. Поэтому супергерой бросает балаган и отправляется супергеройствовать в чем мать-пропаганда родила – в дурацком трико и со щитом, украшенным американской звездой. Особенно анекдотично (даже по меркам комикса) эти детали выглядят, когда Стив Роджерс тайком пробирается на суперсекретную базу «Гидры». «Капитан Америка», – догадались фашисты. Ну да ладно: щит – это символ, а символы не прячут, ими гордо размахивают.

Выясняется, кстати, что нормальные герои всегда идут в обход, а супергерои – напролом. В начале фильма доходяга Стив проявляет смекалку, снимая флаг со скользкого флагштока, на который безуспешно пытались забраться крепкие однополчане, не сообразившие, что флагшток можно просто уронить, вынув крепления. Но когда у Стива появляется суперсила, ума уже не надо. Вся его стратегия – «ударим прямо в лоб».

Прикладное значение «Первого мстителя» в том, что это очередной шаг к суперпроекту Marvel – экранизации «Мстителей», комикса, объединяющего нескольких марвеловских супергероев: Железного человека, Тора, Халка и т. д. (команда непостоянна). Пока что персонажи разных историй только заглядывают друг к другу (в «Первом мстителе», к примеру, активно действует изобретатель Говард Старк, будущий отец Тони Старка – Железного человека). Правда, альтернативную историю – грандиозных «Хранителей», деконструирующих супергеройскую мифологию, – экранизировали раньше.

Что касается победы Америки над фашистской гидрой, то бороться за историческую правду в масскульте, конечно, поздно, но в качестве символического жеста можно экранизировать Кукрыниксов.

В прокате с 28 июля