Стиль жизни
Бесплатный
Для Пятницы|Наталья Василенко

В Вене бушует климтомания

150-летие со дня рождения Густава Климта столица Австрии отмечает богатой выставочной программой
Leopold Museum

Весь город пестрит афишами с анонсами главных мероприятий и новинок в честь юбилея. Среди них много неожиданного. Так, Музей Вены представляет мюзикл о жизни Климта: костюмы актеров повторяют орнаментальные мотивы из самых знаменитых картин художника. Гурманам предлагается новый Климт-мармелад, который можно запить горячим шоколадом «Климт», а также коллекционное шампанское Cuvée Klimt Edition. При этом неизбежный туристический китч уравновешен великолепной выставочной программой, впечатляющей не только размахом, но и в первую очередь слаженностью и продуманностью общей концепции.

В рамках года Климта лучшие музеи Вены предлагают десять масштабных проектов, которые все вместе вполне могут претендовать на исчерпывающую монографию о творчестве художника. Тому, кто отважится обойти их все, полагается приз. Для этого надо распечатать с сайта khm.at «Паспорт Климта» и предъявлять его всякий раз при покупке билета на выставку. Посетившие пять выставок могут участвовать в лотерее (и выиграть поездку на озеро Аттерзее, любимое место отдыха Климта, или комплект каталогов экспозиций). То, какой приз выдают посетителям всех десяти выставок, держится в секрете. «Пятница» предлагает обзор важнейших проектов юбилейного года.

Верхний Бельведер: картины в новом статусе

Кульминацией выставочной эстафеты станет экспозиция в Верхнем Бельведере, которая откроется незадолго до дня рождения художника. Музей, располагающий самой большой в мире коллекцией живописи Климта (двадцать четыре картины), покажет все свои работы в хронологическом порядке. В фокусе экспозиции окажутся не только всемирно известные полотна. Две картины - «Цветок подсолнечника» и «Семья», которые до сих пор находились на временном хранении в Бельведере, впервые будут представлены как часть музейного собрания. В марте 2012 года наконец было исполнено завещание их бывшего владельца, австрийского коллекционера Петера Парцера, и картины безвозмездно передали в дар музею.

12 июля - 6 января, www.belvedere.at

Галерея Альбертина и Музей Вены: сотни листов

Два крупнейших венских музея впервые представляют целиком свои собрания графики Климта. Их немало: в Альбертине сто семьдесят листов (плюс работы из частных коллекций и зарубежных музеев), а в Музее Вены - целых четыреста! Здесь можно увидеть наброски для монументальных росписей, бытовые зарисовки, эротические рисунки, портреты, этюды к книжным иллюстрациям. Кроме того, в Музее Вены будет показан портрет возлюбленной и музы Климта Эмилии Флёге в стилизованном платье с темно-синим орнаментом. Эта картина 1902 года стала первой из серии работ Климта, где он сочетает реалистический портрет с абстрактными орнаментальными мотивами.

До 10 июня, albertina.at; 16 мая - 16 сентября, www.wienmuseum.at

Музей истории искусств: под самые своды

Выставка посвящена ранним работам Климта 1890-х годов. В центре внимания - его роспись для парадной лестницы музея. Впервые за 120 лет, благодаря специальному помосту, живопись, находящуюся почти под самым сводом, можно увидеть вблизи, на расстоянии вытянутой руки. Климт изобразил аллегории различных периодов в истории искусства (от Древнего Египта до раннего Возрождения). Подчеркнуто декоративные фигуры в романтично-таинственной оправе колонн из темного мрамора стали предвестниками нового нарождающегося стиля модерн, или югендстиля, который достигнет зенита на рубеже веков.

До 31 декабря, www.khm.at

Сецессион: фриз преткновения

Чтобы понять, каким было искусство Климта в период расцвета, необходимо заглянуть в Сецессион. Здесь экспозиция под стать предыдущей: тоже монументальная декорация (тридцать четыре метра живописи и мозаики), тоже подиум-платформа, возносящая зрителя под потолок. Только теперь речь идет о знаменитом «Бетховенском фризе», выставлявшемся в Сецессионе в 1902 году. Фриз вызвал неоднозначную реакцию у публики - от крайнего возмущения до крайнего восхищения. Он «взорвал» традиционное представление зрителя о живописи своей безапелляционной новизной: музыка Девятой симфонии Бетховена обрела зримое воплощение. Главная тема фриза - противостояние добра и зла, где зло представлено в виде древнегреческого великана Тифона и его дочерей горгон. На борьбу с ними отправляется рыцарь в золотых доспехах. В случае победы его ожидает поцелуй в объятиях любимой как высшее проявление благодати.

До 4 ноября, www.secession.at

Музей Леопольда: письма к Эмилии

Как антитеза всему фантастическому и символическому в творчестве Климта воспринимается его увлечение фотографией - искусством земным и реалистичным. Он охотно фотографировался сам и делал многочисленные съемки Эмилии Флёге. Вокруг этих фотографий и почтовых открыток, которые чуть ли не каждый день Климт посылал Эмилии из путешествий, как раз и строится экспозиция в Музее Леопольда. Из отрывочных замечаний о погоде, настроении, написанных размашистым почерком прямо на лицевой стороне открыток, складывается представление о человеческих отношениях. Рядом с повседневным и личным соседствует философское - на выставке можно увидеть и одно из главных живописных произведений Климта «Смерть и жизнь».

До 27 августа, www.leopoldmuseum.org

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать