Жизнь братьев Старостиных

Как создавался футбольный клуб «Спартак», подробно описывается в новой биографии из серии ЖЗЛ

Издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу о братьях Старостиных – четырех футболистах (Николае, Александре, Андрее и Петре), с которыми связано возникновение общества «Спартак» в 1930-е годы и многие ключевые события в советском спорте вплоть до последнего десятилетия прошлого века.

Появление этого издания совпадает с 90-летием «Спартака», по крайней мере футбольный клуб официально празднует в этом году юбилей. Правда, о том, сколько в действительности лет команде – 21-кратному чемпиону страны, идут ожесточенные споры. Точно известно одно: добровольное спортивное общество «Спартак», созданное усилиями братьев Старостиных, получило свое название в апреле 1935 года и сразу стало одним из сильнейших и популярных в стране.

Старостины родились в семье егеря – и, наверное, оттуда в них практическая хватка, приемы строгого мужика, выражаясь словами Толстого. Поэтому созданный ими «Спартак» сразу встал, насколько это было возможно, на профессиональную основу и уже через пару лет удостоился осуждающих заголовков в советской прессе вроде «О насаждении буржуазных нравов». Старшего из братьев, Николая, возглавившего клуб, называли «специалистом по живому импорту», обвиняя в переманивании лучших спортсменов из других обществ, соблазнении «стипендиями, квартирами, денежными премиями». Тогда, во второй половине 1930-х, обвинения были сняты, но через несколько лет стали основанием для ареста.

Авторы биографии Борис Духон и Георгий Морозов честно сделали свою работу: несмотря на нескрываемую симпатию к клубу, они внимательно вглядываются и в неоднозначные моменты биографии героев. Братья Старостины, все четверо, были арестованы в 1942 году и прошли лагеря. По красивой версии Николая, это была давняя месть Берии: еще в молодости тот уступил ему на футбольном поле, а спустя годы «Спартак» стал раз за разом обыгрывать курируемое главой НКВД «Динамо». Однако, судя по опубликованным в книге архивам, Берия никогда не играл в футбол, да и обвинение было основано на вполне реальных хозяйственных злоупотреблениях в военной Москве, а политические пункты «подверстаны» для верности.

На протяжении всего повествования, подробно останавливающегося на каждом шаге братьев, не раз повторяется ключевое, по мнению авторов, слово – семья: «Принадлежность к огромной семье постепенно распространялась не только на спортсменов, но и на болельщиков. И это было куда важнее, чем выигранные медали и кубки».

Как это часто бывает, семейное дело не пережило столкновения с большим бизнесом. На похороны последнего из братьев, Николая Старостина, в 1996 году футбольная команда не пришла. Не захотела менять график заграничных тренировочных сборов.

Духон Б., Морозов Г. Братья Старостины. – М.: Молодая гвардия, 2012