Кассандра Уилсон: джаз, блюз и психоделия

В Московском доме музыки заслуженная американская джазовая певица Кассандра Уилсон, дважды лауреат Grammy, предстала отвязной рок-н-ролльщицей
Д.Абрамов/ Ведомости

Кассандру Уилсон называют джазовой певицей по привычке. В юности она занималась джазом, выступала и записывалась с группой M-Base, в которую входили продвинутые джазмены, будущие звезды креативного пост-бопа Стив Колмен, Грег Осби и Джерри Аллен. Еще потому, что пластинки ее с 1993 г. выпускает старейший джаз-лейбл Blue Note. Еще у нее есть альбом Travelling Miles – композиции Майлса Девиса, которые она превратила в песни со словами. Вот и всё. А на самом деле она носитель совершенно своего уникального стиля, в котором есть место всему. Почти любой альбом (они неплохо продаются даже у нас, даже на «родных» дисках) – смесь авторских композиций, блюзовой классики, босса-новы Жобима, Леннона – Маккартни, Боба Дилана и чего-нибудь совсем рокового, вроде U2.

Любой материал она легко перекраивает на свой лад. Пленяет голос: медленный, копченый, с дымком, что дает поклонникам повод заподозрить певицу в симпатии к курительным растениям. Алхимия аранжировок: как будто случайные пощипывания гитарных струн и постукивание щеткой по малому барабану развиваются, складываясь в прозрачную жесткую конструкцию, которую можно потом раскачивать бешеными импровизациями. На концертах это особенно чувствуется.

У нас певица всего лишь второй раз. Прошедший концерт – первый в серии «Африка – Америка», где будут разные музыканты и даже степист. Предсказуемый интерес публики. Лишние билетики спрашивают у входа. Сцена, как витрина в магазине, плотно уставлена: хорошие гитары, пятиструнный бас, контрабас, ударная установка. Концерт начинается с непривычной для Москвы точностью: в 10 минут восьмого. Музыканты, в том числе вечный соратник Кассандры – гитарист Марвин Сюэл, играют некий инструментал, после которого певица, внешне нисколько за эти годы не изменившаяся, выходит неспешно и окидывает зал томным взглядом и одаривает нас медовой улыбкой.

Кассандра в туре, посвященном скорому выходу нового альбома, Another Country. Новые песни (Another Country, Red Guitar) перемежаются стандартами (The Man I Love). Почти каждая песня начинается медленно и вкрадчиво, потом следует ураган в духе психоделического рока. Сложные импровизированные куски с бесконечными сбивками (барабанщику отдельное браво). Во второй части концерта уже больше старенького. Хит Стинга Fragile в устах Кассандры (песню она записала еще для своего альбома 2003 г. Glamoured) звучит глубоко и совсем по-иному, хотя с мелодией ничего не случилось. Кавер на вечнолюбимую у нас Сезарию Эвору заставляет пожалеть, что Кассандра Уилсон всю жизнь копала блюз и фолк, игнорируя морну. У нее это удивительно получается. На бис – корневой блюз Death Letter (в наше время перепетый альтернативной рок-группой The White Stripes) с убийственным соло губной гармоники.