Роден в Петербурге: Отлито вчера

На выставке Огюста Родена в Петропавловской крепости – новехонькие отливки, но считать их авторскими работами завещал сам Роден
Е.Кузьмина/ Ведомости

В Эрмитаже скульптур Родена всего девять. А на выставке, открывшейся в Петропавловской крепости, – больше 40, включая знаменитых «Граждан Кале», «Вечную весну», «Поцелуй» и аж нескольких «Мыслителей» разного размера. Все они сделаны в 1990-х гг., через сто лет после того, как были задуманы Роденом. Но официально считаются «авторскими копиями второго литья».

Как такое могло случиться? После смерти Родена в 1918 г. Франция унаследовала не только все его имущество, но и права на воспроизведение работ. Палата депутатов приняла решение позволить делать новые отливки с роденовских гипсов – не более 12 с каждого оригинала, но считать их «авторскими копиями», т. е. почти подлинниками. Над этим «почти» ломало голову все искусствоведение ХХ в.: от Вальтера Беньямина, который в знаменитом эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» задавался вопросом, подлинниками или копиями можно считать тиражные произведения (отливки скульптуры, многочисленные отпечатки с одного негатива в фотографии), до Розалинд Краусс в «Подлинности авангарда», большая часть которой посвящена именно посмертным авторским копиям Родена. Но это теория. На практике все юридически точно: отлито с роденовского гипса с соблюдением нужных формальностей – значит, настоящий подлинный Роден, пусть и сделан только что, еще бронза не остыла.

В результате «Вечных весен» в мире 12, «Мыслителей» – больше 20 и т. д. Классик Роден тут выступает продвинутым практиком и модернизма, и в чем-то даже постмодернизма, уравнявшего в правах оригинал и все последующие «вариации на тему». Точно в таком же статусе на выставке представлено несколько десятков роденовских гравюр из альбома «Гупиль» – тот тоже существует в 125 одинаково подлинных экземплярах, вот один из 125 нам привезли.

Легкий привкус неловкости, который неизбежно возникает при взгляде на «Огюст Роден, 1990-е гг.», отразился и в том, что местом выставки выбран Музей истории Петербурга – он, при всем уважении к нему, не Эрмитаж, которому было бы по статусу принимать большую выставку одного из величайших скульпторов в истории, и в том, что устраивает выставку не парижский Музей Родена и вообще не музейное сообщество, а компания Parsadanelli, которая обычно специализируется на показах мод. Тем не менее для обзорного знакомства с творчеством Родена выставка весьма полезна. Осенью она переедет из Петербурга в Москву, в музей «Царицыно».