Liveboxes Марины Алексеевой в галерее Гисич: Кукольные домики живут по-настоящему

Выставка Liveboxes Марины Алексеевой в петербургской галерее Марины Гисич демонстрирует, как склеивание кукольных домиков может превратиться в серьезное социологическое исследование
Е.Кузьмина/ Ведомости

Марина Алексеева – одна из самых популярных петербургских современных художниц, ее работы на международных арт-ярмарках непременно распродаются в первые же дни, и никакие финансовые кризисы этому не помеха. Такая популярность не может объясняться лишь тем, что это хорошее искусство. В работах Алексеевой помимо чисто художественного качества есть какая-то магия, которая придает им редчайшее в современном искусстве качество – чистое душевное, эмоциональное очарование.

Объекты, которые делает Алексеева, – черные ящички с окошком, а в окошке – маленький балаганчик. Как ни старайся описывать содержимое ящичков, без уменьшительно-ласкательных суффиксов не обойтись. Внутри ящичков – крошечные интерьерчики. Этакие кукольные домики: комнатка, а в ней диванчик размером с зажигалку, столик размером с пятирублевую монету, на столике двухсантиметровый чайник, блюдце с ноготок, на блюдце – пирожные из раскрашенных рисовых зернышек. У стенки – телевизор, сделанный из спичечного коробка, а на экране – настоящее и интересное кино.

Художник Марина Алексеева – редкий пример карьеры, сделанной не смолоду. Всю жизнь она занималась живописью, объектами, экспериментировала с фото и видео. Эти ее работы знал и ценил узкий круг друзей, а «кукольные домики» для нее были скорее милым дамским хобби. Лет пять назад она все же решилась выставить рукодельные миниатюры, а они возьми да и пойди вверх и сделай своему автору имя.

Надо отметить, что «домики» Алексеевой – не просто душевное мимими и ути-пути. Помимо увлечения рукоделием Алексеева обладает жестким, холодным аналитическим умом. «Домики» выстраиваются в серии, каждая серия – социологическое исследование. Алексеева словно в лупу (а чем еще вооружиться художнице-миниатюристке?) рассматривает пространства, рассказывающие о своих обитателях, о породившем их обществе. Серия «Вид на жительство» – набор наиболее часто встречающихся и потому показательных интерьеров современного большого города: от бомжатской халупы с битыми зеркалами, фанерным ящиком вместо стола и газеткой вместо скатерти до творческой дачи в бывшем барском особняке. От офиса до кафе. От модного бутика до душераздирающе стандартного гостиничного номера. Серия «Храмы» – церковь и костел, мечеть и дацан. Серия «Музеи» – хранилища накопленных человечеством знаний, от естественно-научных и археологических музеев до музея современного искусства. Художница тщательно просеивает современность сквозь интеллектуальное сито и оставляет себе те пространства, в которых дышит дух времени. Каждый «домик» – собирательный портрет нашей жизни здесь и сейчас.

Первые успехи Алексеевой обернулись для нее резким эволюционным толчком. Следующие работы уже были со звуком, от ящичков тянулись провода к наушникам. Потом на экранах крошечных телевизоров и кинозалов в ящичках стало появляться видео. Сейчас Алексеева освоила новую технологию: в свои мини-интерьеры она вживляет абсолютно прозрачные пленки-экраны, и в ящичках уже живут, действуют, выясняют отношения, меняют одежды, форму и облик разнообразные персонажи. Вот молодожены ссорятся и мирятся в супружеской спальне («Он и она»), вот врач и пациент вместе устраивают некий абсурдный перформанс («Медицинские действия»), вот над тесной печуркой в окопе кипит-бурлит мультяшная война звезд и свастик («Землянка»). Новые работы Алексеевой – не просто кукольные домики, но технологически сложные медиаобъекты, в которых рукодельные мини-интерьеры – лишь декорации для разворачивающегося действа.

В «домиках» Алексеевой все отчетливее проявляется голос серьезного, думающего художника-социолога. И в то же время они заставляют бывалых коллекционеров впадать в детство. В сочетании детского и взрослого, интеллектуального и простодушного секрет успеха Алексеевой.

Санкт-Петербург