Статья опубликована в № 3135 от 03.07.2012 под заголовком: Небо – моя обитель

Джон Маклафлин в "Крокус сити": Передвижная Индия

Гитарист Джон Маклафлин и группа Remember Shakti показали в «Крокус сити холле», как можно приготовить умиротворяющий коктейль из джаз-рока и индийской музыки
FABRICE COFFRINI / AFP

Визит Джона Маклафлина, одного из самых известных и почитаемых виртуозов эпохи фьюжн, – событие экстраординарное. Был он у нас очень давно – лет десять назад. Можно, конечно, поворчать: зачем Маклафлина опять пригласили с индийским проектом Remember Shakti, именно с ним он у нас уже был. Но с джаз-роковым составом, которым Маклафлин сейчас в основном и занимается, он так и так приедет, в октябре. А вдохнуть нездешний аромат музыки Shakti еще раз совсем нелишне.

Формально то, что играют Remember Shakti, можно назвать world fusion, т. е. смешение традиционных музыкальных стилей далеких друг от друга стран. Здесь теоретически три компонента: северная индийская музыка (хиндустани), южная (карнатик) и блюз. Индийская классическая музыка очень стара, очень строга и бесконечно далека как от европейской классики, так и от фольклора. Европейцу ее даже слушать учиться надо, иначе любая прекрасная рага распадается на несвязанные элементы, наслоения ритмов. Отсутствие «нормального» мажора-минора и слишком яркие, текучие обертоны индийских инструментов все карты путают. Но это поначалу. Потом, конечно, начинаешь понимать, что к чему, и даже утреннюю рагу от ночной отличаешь. Тем не менее встроить в этот стиль электрогитару – та еще задача, но Маклафлин ее давно решил. К всеобщему удовольствию.

В 70-е слушатели, давайте говорить честно, были более открытыми и более ищущими. Хиппи, Восток, Индия, духовные практики – все это многих увлекало, все эти сдвиги сознания находили отражение в массовой культуре. Англичанину Маклафлину удалось донести свою странную смесь джаз-рока и индийской музыки до широкой публики. В конце 70-х Shakti (что на санскрите значит «женская энергия» или «богиня») распались, в 90-е Маклафлин и исполнитель на табла Закир Хусейн группу возродили в несколько обновленном составе. С тех пор Remember Shakti периодически выступают, в 2001-м выпустили концертный альбом Saturday Night in Bombay.

Для концерта группы балконы в «Крокусе» закрыли, остался один партер, который примерно как зал Дворца молодежи. Почти аншлаг. Музыкантов приветствуют стоя, долгими овациями. Как будто ожидают встречи с чем-то святым. Они садятся и играют весь концерт, почти два часа, не вставая. Загорелый до черноты и серебряно-седой Маклафлин, несмотря на шотландскую свою фамилию, похож на восточного человека больше, чем коллеги по группе. Головокружительные психоделические мелодии, ломаные ритмы, скоростная мандолина и чуть наглая и чуть перегруженная гитара Маклафлина – все это создает действительно какую-то надмузыкальную, надмирную атмосферу. После пары номеров – когда все в трансе – гитарист обращается к залу. «Мы сыграем всё: из 70-х, 90-х и даже то, что пока не опубликовано!» Из семидесятнического репертуара исполнили Lotus Feet, пьесу, по понятным причинам принятую с особым восторгом. Из новых – Ma No Pa. Гитара Маклафлина выдает то типично блюзовые, угловатые рифы, то разматывает индийскую психоделию. Вокалист Шанкар Махадеван без видимых усилий тянет бесконечные, улетающие ввысь ноты. Группу долго вызывают на бис. Выходят два раза. Но лишь для того, чтобы поклониться и дать счастливчикам автограф. Магия не может длиться вечно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать