Стиль жизни
Дмитрий Дмитриенко

Физики сравнивают обнаружение новой частицы с открытием Колумбом Америки

физик Питер Хиггс более 40 лет назад предсказал субатомную частицу бозон
Denis Balibouse / AP

Ученые из Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) объявили об открытии новой частицы, которая может быть бозоном Хиггса, существование которого полвека назад теоретически предсказал британский физик. Открытие было сделано благодаря экспериментам на запущенном в конце 2008 г. Большом адронном коллайдере (БАК), на сооружение которого было потрачено около $8 млрд.

Субатомную частицу, характеристики которой схожи с предсказанными в 60-х гг. Питером Хиггсом, обнаружили сразу две команды ученых. Это внушает физикам серьезную уверенность в том, что произошло феноменальное открытие. Руководитель кафедры физики частиц Ливерпульского университета Темис Боукок заявил Financial Times, что существует лишь один шанс на миллион, что его коллеги ошиблись. Он сравнивает это достижение с открытием Христофором Колумбом Америки для европейцев в конце XV в.

"Я думаю, что мы нашли его [бозон Хиггса]", - заявил под шквал аплодисментов гендиректор ЦЕРНа Рольф Хойер, объявляя результаты эксперимента. "Мы сделали огромный шаг в понимании природы, но это только начало", - добавил он. Физики называют бозон Хиггса ключом к управлению гравитацией. Его поиски были одной из главных целей строительства БАК, самого сложного прибора из всех когда-либо созданных людьми.

Сам Хиггс, сорвавший еще одну порцию аплодисментов коллег, заявил, что изумлен тем, как быстро удалось получить экспериментальное подтверждение его теории. "Я не рассчитывал, что это произойдет при моей жизни, наверное, стоит попросить родных поставить в холодильник шампанского", - сказал он.

БАК является самым мощным в мире ускорителем заряженных частиц. На нем ученые из двух десятков стран пытаются воссоздать ситуацию, возникшую 14 млрд лет назад после Большого взрыва, в результате которого образовалась Вселенная. Установка, представляющая собой подземный кольцевой тоннель «толщиной» 5 м, растянувшийся в длину почти на 27 км, расположена в Швейцарии, недалеко от Женевы. Ее строительство продолжалось 14 лет. В год БАК потребляет около 700 ГВт-ч электроэнергии, что составляет примерно 10% от энергопотребления всего кантона Женева. Примерно 1200 из 9000 ученых, работающих c БАК, — американцы. Остальные исследователи — из России, Индии и еще 20 государств, участвующих в ЦЕРН.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать