Гай Визи, директор Christie's в России: Шедевры найдутся

Директор Christie's в России Гай Визи комментирует финансовые результаты аукционного дома в прошлом году
Директор Christie's в России Гай Визи/ С.Портер/ Ведомости

– Сотрудники аукционных домов всегда говорят, что все хорошо и будет еще лучше.

– Когда я работал на Ближнем Востоке, журналист однажды сказал мне то же самое. Но показатели действительно хорошие, повышение идет за счет онлайн- и частных продаж. В этом году выручка от продаж составила почти 3,9 млрд фунтов.

– По вашим данным, онлайн-торги, впервые проходящие в этом году, привлекли 39% новых покупателей. Как можно покупать произведения, не видя их в натуре?

– У меня нет точных цифр, но я уверен, что значительная часть этих людей посещала наши предаукционные выставки и видела вещи. К тому же речь идет не только о картинах, большинство онлайн-продаж совершается в категориях вино, часы, ювелирные украшения, предметы одежды и интерьера. И когда коллекционируешь, появляется опыт. Вот я собираю фотографии и по характеристикам могу понять, в каком состоянии оригинал, знаю специалистов, у которых могу проконсультироваться. Так что коллекционеру можно легко покупать по интернету. Мы будем устраивать еще больше торгов только в интернете, впервые проведем онлайн-торги с фондом Энди Уорхола.

– Кругом экономический кризис, а у Christie's 19% участников аукционов – новые клиенты. Это миллионеры из Китая?

– Клиентов, которые бьются за лоты-миллионники, больше, чем многим кажется. До сих пор огромную роль играют покупатели из Европы и Америки, они составляют 75%, но также растет влияние и коллекционеров из России, с Ближнего Востока и из Китая, которые все чаще покупают через интернет. Как правило, новые клиенты начинают с недорогих вещей, потом становятся знатоками и покупают уже что-то более дорогое, бывает, доходят до топов. Наши регулярные аукционы предметов интерьера в Южном Кенсингтоне очень успешны, цены там от 1000 фунтов, и только за последние два месяца прошлого года торги там принесли 100 млн!

– Люди, занимающиеся у нас продажей произведений искусства, жалуются, что все их русские клиенты живут на Западе и там же покупают западное искусство. Чем тогда занимается московское бюро?

– Ошибка думать, что русские покупают только русское, у них самые широкие вкусы. И наша задача – их консультировать по любому поводу. И где бы ни жили наши русские клиенты, мы будем оказывать им поддержку, представлять их интересы на аукционах и помогать в формировании коллекций.

– Есть мнение, что все запасы качественного русского искусства исчерпаны.

– Наши русские торги говорят об обратном. Рекордные продажи картины Василия Кандинского «Эскиз к импровизации №8» за $23 млн или «Извозчика» Бориса Кустодиева за 7 млн фунтов подтверждают, что найти шедевр непросто, но покупатель на него найдется всегда.

– Решение лондонского суда о расторжении сделки по продаже Christie's фонду Виктора Вексельберга «Одалиски» Кустодиева нанесло вам серьезный репутационный ущерб?

– Это для нас в прошлом, мы двигаемся дальше. Меньше чем полгода спустя мы продали превосходную работу Кустодиева, и, несмотря на то что за эту работу боролись другие аукционные дома, доверили ее продажу нам.