Статья опубликована в № 3280 от 06.02.2013 под заголовком: Подъем Берлина

Конкурс Берлинского кинофестиваля – самый сильный за последние несколько лет

Завтра в Берлине открывается 63-й Международный кинофестиваль. Его конкурсная программа, по крайней мере до просмотров, кажется лучшей как минимум за пять лет
Берлинские медведи в этом году красуются на плакатах всех цветов радуги
O. Lang / AP

В качестве доказательства можно предъявить одно-единственное имя – Брюно Дюмон. Один из главных кинохудожников в мире, зачинатель европейского нео-неореализма с момента победоносного дебюта, получившего «Золотую камеру» в Каннах, практически все фильмы представлял на Лазурном берегу – кроме «Двадцати девяти пальм», ушедших в Венецию, и «Хадевейха», показанного в Торонто. И практически никогда не уходил без приза. Троекратные каннские лауреаты, причем самого бодрого, отнюдь не пенсионного возраста, не заглядывали в Берлин давно, и приезд Дюмона, равноценный визиту на Потсдамер-плац Триера или Ханеке, закрепляет за Берлинале, интерес к которому в последние годы стремительно падал, законное место в большой фестивальной тройке, возвращает его в те времена, когда здесь побеждали Форман, Малик и Миядзаки.

За этими словами, принадлежащими ликующему кино-обозревателю-оптимисту, приходит другая мысль. А именно: раз работа такого художника оказалась в конкурсе Берлинале – значит, с ней что-то не так. «Камилла Клодель» о французской скульпторше – первый байопик в фильмографии Дюмона (если, конечно, не считать таковым его дебют «Жизнь Иисуса»), первый фильм с участием бронебойной звезды (в роли Камиллы – Жюльетт Бинош) и, соответственно, первый блин, который может выйти комом: многие помнят, какие надежды в прошлом году возлагались на международный дебют многообещающего филиппинца Брийанте Мендозы с Изабель Юппер – и каким пшиком он оказался.

Понадеемся, что ни Дюмон, в представлении большинства синефилов являющийся таким же святым, что и большинство его героев, ни еще одна арт-икона – Дени Коте, ни современный классик Ульрих Зайдль, ни даже явно халтурящий в последние годы Стивен Содерберг не покажут в Берлине откровенной ерунды. Исследователь ледяных далей севера Америки Коте представит зрителям драмеди «Вик и Фло увидели медведя» о житии-бытии двух лесбиянок в лесной избушке. Беспощадный к человеческим слабостям австриец Зайдль – заключительную часть трилогии «Рай»: фильм «Надежда», а тихий американец Содерберг – фармакологический триллер «Побочные эффекты» о том, как вредно порой принимать антидепрессанты.

Вне зависимости от качества (которое все же обещает быть как минимум не душераздирающим) интересно будет посмотреть пару картин, о возможности появления которых не то что в конкурсе Берлинале, но просто на экране еще недавно никто не подозревал: это очередной фильм (а может, и не фильм), который умудрился снять и передать из домашнего заключения иранец Джафар Панахи, – «Закрытый занавес», а также «Дурная кровь» – фильм, во время съемок которого от передозировки в 1993 г. погиб актер Ривер Феникс. Теперь он появится на берлинском экране как живой.

Наконец-то до программного директора Берлинале Дитера Косслика докатились новейшие кинематографические веяния – фильмы о современном восприятии религиозности. В конкурсе – очевидно, в честь того же Дюмона, который снимает в основном об этом, – три картины, так или иначе касающиеся вопросов веры: очередная французская экранизация «Монахини» Дидро с Изабель Юппер, «Во имя...» о священнике-гее скандальной польки Малгожаты Шумовски и опосредованно связанная с библейской символикой «Земля обетованная» Гаса Ван Сента по сценарию Мэтта Деймона – их первая коллаборация со времен «Умницы Уилла Хантинга».

Россию в конкурсе и вне его представляют две картины, которые фактически объединяются в дилогию о смерти рабочего и гибели крестьянства, – профсоюзно-левацкая «За Маркса» Светланы Басковой в параллельной программе «Панорама» и «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова о неудачливом фермере, которая поборется за «Золотого медведя» с перечисленными выше мастерами.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать