Статья опубликована в № 3280 от 06.02.2013 под заголовком: Подъем Берлина

Конкурс Берлинского кинофестиваля – самый сильный за последние несколько лет

Завтра в Берлине открывается 63-й Международный кинофестиваль. Его конкурсная программа, по крайней мере до просмотров, кажется лучшей как минимум за пять лет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Берлинские медведи в этом году красуются на плакатах всех цветов радуги
O. Lang / AP

В качестве доказательства можно предъявить одно-единственное имя – Брюно Дюмон. Один из главных кинохудожников в мире, зачинатель европейского нео-неореализма с момента победоносного дебюта, получившего «Золотую камеру» в Каннах, практически все фильмы представлял на Лазурном берегу – кроме «Двадцати девяти пальм», ушедших в Венецию, и «Хадевейха», показанного в Торонто. И практически никогда не уходил без приза. Троекратные каннские лауреаты, причем самого бодрого, отнюдь не пенсионного возраста, не заглядывали в Берлин давно, и приезд Дюмона, равноценный визиту на Потсдамер-плац Триера или Ханеке, закрепляет за Берлинале, интерес к которому в последние годы стремительно падал, законное место в большой фестивальной тройке, возвращает его в те времена, когда здесь побеждали Форман, Малик и Миядзаки.

За этими словами, принадлежащими ликующему кино-обозревателю-оптимисту, приходит другая мысль. А именно: раз работа такого художника оказалась в конкурсе Берлинале – значит, с ней что-то не так. «Камилла Клодель» о французской скульпторше – первый байопик в фильмографии Дюмона (если, конечно, не считать таковым его дебют «Жизнь Иисуса»), первый фильм с участием бронебойной звезды (в роли Камиллы – Жюльетт Бинош) и, соответственно, первый блин, который может выйти комом: многие помнят, какие надежды в прошлом году возлагались на международный дебют многообещающего филиппинца Брийанте Мендозы с Изабель Юппер – и каким пшиком он оказался.

Понадеемся, что ни Дюмон, в представлении большинства синефилов являющийся таким же святым, что и большинство его героев, ни еще одна арт-икона – Дени Коте, ни современный классик Ульрих Зайдль, ни даже явно халтурящий в последние годы Стивен Содерберг не покажут в Берлине откровенной ерунды. Исследователь ледяных далей севера Америки Коте представит зрителям драмеди «Вик и Фло увидели медведя» о житии-бытии двух лесбиянок в лесной избушке. Беспощадный к человеческим слабостям австриец Зайдль – заключительную часть трилогии «Рай»: фильм «Надежда», а тихий американец Содерберг – фармакологический триллер «Побочные эффекты» о том, как вредно порой принимать антидепрессанты.

Вне зависимости от качества (которое все же обещает быть как минимум не душераздирающим) интересно будет посмотреть пару картин, о возможности появления которых не то что в конкурсе Берлинале, но просто на экране еще недавно никто не подозревал: это очередной фильм (а может, и не фильм), который умудрился снять и передать из домашнего заключения иранец Джафар Панахи, – «Закрытый занавес», а также «Дурная кровь» – фильм, во время съемок которого от передозировки в 1993 г. погиб актер Ривер Феникс. Теперь он появится на берлинском экране как живой.

Наконец-то до программного директора Берлинале Дитера Косслика докатились новейшие кинематографические веяния – фильмы о современном восприятии религиозности. В конкурсе – очевидно, в честь того же Дюмона, который снимает в основном об этом, – три картины, так или иначе касающиеся вопросов веры: очередная французская экранизация «Монахини» Дидро с Изабель Юппер, «Во имя...» о священнике-гее скандальной польки Малгожаты Шумовски и опосредованно связанная с библейской символикой «Земля обетованная» Гаса Ван Сента по сценарию Мэтта Деймона – их первая коллаборация со времен «Умницы Уилла Хантинга».

Россию в конкурсе и вне его представляют две картины, которые фактически объединяются в дилогию о смерти рабочего и гибели крестьянства, – профсоюзно-левацкая «За Маркса» Светланы Басковой в параллельной программе «Панорама» и «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова о неудачливом фермере, которая поборется за «Золотого медведя» с перечисленными выше мастерами.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more