«Италия – Россия: тысяча лет архитектуры»: Издана научно-популярная книга о русском идеале

«Италия – Россия: тысяча лет архитектуры» – научно-популярная книга о воплощении русского идеала итальянцами, о своеобразии нашей архитектуры как европейской

Книга с эффектным названием создана усилиями энергичного Антонио Дзанарди Ланди, итальянского посла в Москве. Во введении он сообщает, что авторы книги знают возраст русско-итальянских архитектурных связей – «всего» восемь с половиной веков, но надеются на будущую деятельность итальянских архитекторов в России. Такие надежды держатся на многовековом опыте, давшем исключительно положительный результат. Но современность его решительно игнорирует: ни одного важного здания в нынешней России не построено итальянским архитектором – возможно, поэтому и не построено ничего прекрасного.

Современная власть в отличие от княжеской, царской и имперской делает ставку на отечественного (или иноземного, но не именитого и коллективного) производителя архитектуры. Почему – можно понять, прочитав книгу, никаких вульгарных проекций из истории в современность не строящую.

«Италия – Россия: тысяча лет архитектуры» написана и издана за год, очень быстро для подобного издания, трудность в том, что сюжеты хорошо изучены, много высказано компетентных мнений, игнорировать которые невозможно. Ведь все периоды, когда роль итальянцев в русской архитектуре была значительной, – гордость отечества: белокаменное владимирско-суздальское зодчество, гармоничные и величественные кремлевские соборы, блистательный барочный и классицистический Петербург.

В большинстве родных шедевров находится итальянский след. Даже суперсимвол нашей самобытности – храм Василия Блаженного, по убеждению Андрея Баталова, автора главы о «ренессансной креативности в русской архитектуре», есть итальянская возрожденческая новация, требующая для идеологически важного здания собственного пластического языка, и аналогий ей в деревянном зодчестве искать бессмысленно.

Главный автор и составитель книги Дмитрий Швидковский с щепетильностью добросовестного ученого вводит в свои статьи многочисленные имена исследователей, приводит цитаты, дает ссылки, подтверждает предположения. Это не облегчает чтение, но вызывает полное доверие к пишущему. Историю русско-итальянских архитектурных связей – от Андрея Боголюбского до конкурса на Дворец Советов – он представляет как историю воплощения национального идеала. Его сущность формулировали властные заказчики, архитекторы – приезжавшие в Россию итальянцы и уезжавшие в Рим русские блистательно ее воплощали.