Лауреатом премии «Нацбест» стал роман «Волки и медведи» автора Фигль-Мигль

Премию «Нацбест» получила петербургская писательница, пишущая под псевдонимом Фигль-Мигль

И хотя в формуле «жюри вынесло решение» присутствует неизбежное огрубление, для удобства дела пропустим промежуточные звенья. Вообразим себе, что вошедшие в жюри «Нацбеста» искусствовед Александр Боровский, украинский писатель Сергей Жадан, публицист Константин Крылов, исполнительный вице-президент кинокомпании «Централ партнершип», ставшей спонсором премии, Злата Полищук, писатель и лауреат «Нацбеста-2012» Александр Терехов, а также возглавивший эту пеструю команду гендиректор телеканала «2х2» Лев Макаров – одно целое.

Что ж, следует признать, что это условное целое приняло взвешенное и коммерчески и географически оправданное решение. Выбор антилиберального памфлета «Красный свет» Максима Кантора, приязни к которому не скрывал премиальный оргкомитет, выглядел бы слишком предсказуемым. Победа второго основного претендента на премию – Евгения Водолазкина с «Лавром» (лучшим, на наш, и не только, взгляд, романом сезона) оказалась бы в опасной близости к мейнстриму. «Нацбест» же, по крайней мере на словах, старается его избегать, «Лавр» же только что вошел в шорт-лист Большой книги. Прославление «Мутабора» Ильдара Абузярова, «Видоискательницы» Софьи Купряшиной и «Власти мертвых» Ольги Погодиной-Кузьминой выглядело бы слишком экстравагантно. Излишняя экзотика, а значит, и маргинализация «Нацбесту» тоже ни к чему.

И выбор пал на проверенного автора питерского издательства «Лимбус-пресс» – Фигля-Мигля с романом «Волки и медведи», только-только вышедшим из печати, а на конкурс поступившим в рукописи. Фигль-Мигль – псевдоним петербургской писательницы, во время нацбестовской церемонии впервые появившейся на людях, но так и не открывшей свое имя.

Фигль-Мигль пишет профессионально, остроумно и, что немаловажно для издателя, – регулярно. Каждые два-три года появляется качественная беллетристика в его (ее) исполнении – неизменно игровая, как правило, литературоцентричная – на счету автора уже шесть романов. Получившие «Нацбест» «Волки и медведи» – фантасмагория о Городе с топонимикой Петербурга, о подчинивших себе Город контрабандистах, одержимом имперской идеей Канцлере и ученых-филологах. Занимательное и приятное чтение для интеллектуалов, мечтающих немного расслабиться и уже прочитавших всего Бориса Акунина. «Нацбест» совершил беспроигрышный ход.