Каким будет досуг москвичей в следующем году

Министр культуры Москвы Сергей Капков отчитался о работе своего департамента

Вот-вот закроются на капремонт «Современник» и «Шалом». С другой стороны, только что после ремонта открылся Театр кошек Юрия Куклачева

Во вторник депутаты Мосгордумы собрались послушать итоговый отчет главы Департамента культуры Сергея Капкова. В зале было человек двадцать депутатов и несколько работников самого департамента, которые слушали так увлеченно, будто все эти цифры и таблицы скрывали от них весь год.

Сами же депутаты слушали доклад рассеянно. А могли бы порадоваться: в государственных бюджетных учреждениях культуры у нас работают 44 тысячи человек, их средняя зарплата в этом году достигла 40 298 рублей. Глава столичной культуры напомнил, что парки - тоже учреждения культуры, и зарплата там растет, поэтому работать в парках не только интересно, но и выгодно. Вероятно, он надеялся, что депутаты по окончании встречи помчатся наниматься уборщиками территории или в крайнем случае методистами в детский досуговый центр. Тем более с 1 января 2014 года в ведение ГКУ «Мосгорпарк» перейдут еще 80 столичных парков: работы хватит на депутатов не только городской, но и Государственной думы.

Далее Капков перешел к театрам. Вот-вот закроются на капремонт «Современник» и «Шалом». С другой стороны, только что после ремонта открылся Театр кошек Юрия Куклачева. «Как бы иронично к этому ни относились, это большой, серьезный театр, куда билетов просто не достать», - предупредил глава департамента.

Идет работа над созданием единой электронной билетной системы: терминалы установят во всех, как сказал глава департамента, культурных учреждениях. Горожане с ее помощью приобретут билеты в любой музей, а департамент сможет точно сосчитать, сколько человек тянулось к культуре за конкретный период.

Говорили и о библиотеках, которые стараниями города превращаются в «медиагостиные»: пенсионеров там обучают искусству интернета, молодым устраивают встречи с интересными людьми. И о книгах не забывают: 80% фондов в обновленных библиотеках теперь находятся в открытом доступе, то есть стоят прямо на полках. Между прочим, заметил Капков, в Библиотеку имени Достоевского после ремонта записались 4 тысячи человек.

Дольше всего Капков говорил о новейшем течении в культурной политике города: прививать интерес к творчеству и искусству жителям спальных районов. С помощью созданного Агентства по развитию территорий средствами культуры жители окраин и Новой Москвы смогут регулярно знакомиться с шедеврами мировой живописи, театра и музыки. Да и у самородков районного значения появится шанс обогатить культурный ландшафт.

Напоследок руководитель департамента кратко перечислил планы на будущий год: новое здание для «Геликон-оперы», капремонт кинотеатра «Художественный», девять новых библиотек-гостиных, масса круглых дат - 50 лет Театру на Таганке, 150 лет Московскому зоопарку, 200 лет Лермонтову. Отдельно упомянул поддержку волонтеров: за этим движением - гармоничное будущее Москвы. Они, сказал Капков, намного оптимистичнее смотрят на жизнь, чем среднестатистические москвичи. Из этого, вероятно, следует, что тем депутатам, которые не успеют устроиться на работу в парки, есть смысл пойти в волонтеры.

Доклад закончился, пошли вопросы. Больше всего депутатов, оказывается, волнует судьба столичных театров, где не утихают распри и конфликты.

- Конфликты нас не пугают, - ободрил депутатов глава департамента. - Это понятно и нормально. Мы готовы по мере сил и полномочий оказывать поддержку. Но надо четко разделить ответственность города и руководства театра. Вот сгорел театр Райхельгауза. На счетах у театра 37 млн рублей, а пожарной сигнализации нет. Почему? А как театр сгорел - сразу бегут к городу. На ремонт потребуется 650 млн рублей, они ведь не из ниоткуда берутся: это и школы, и больницы. Кто должен отвечать за то, что у театра нет сигнализации, - город или руководитель?

Обсуждали и Театр на Таганке. Там патовая ситуация, сказал глава департамента: Любимов возвращаться в театр не хочет, труппа его возвращения не хочет. Там идет 18 старых спектаклей, которые Любимов имеет полное право снять, и он так бы и сделал, если бы Капков лично его не отговорил. В сущности никакого прежнего, легендарного Театра на Таганке уже нет.

- Объективно говоря, происходит обман зрителя, - перевел Капков. - Но мы, заметьте, пока не назначаем художественного руководителя, ждем, потому что не хотим вмешиваться. Все, что я могу гарантировать, что мы красиво проведем юбилей. Дальше пока не знаю.

На этом вопросы у депутатов, очевидно, кончились, и председатель объявил заседание закрытым. Однако я попросил Капкова ответить на несколько вопросов лично мне. Прежде всего меня волновала судьба ВВЦ: весь год ходят слухи о том, что выставка будет передана из федеральной собственности городу. Капков ответил, что процесс передачи уже идет и должен закончиться в первом квартале 2014 года, после чего выставка получит статус учреждения культуры Москвы. Возможно, изменится и совет директоров ГАО «ВВЦ».

После этого начнется трудный процесс инвентаризации (в том числе подсчет деревьев), на что может уйти больше года. Лишь потом дело дойдет до реконструкции.

Второй темой беседы был «Культурный паспорт школьника» - так условно называется программа детского культпросвета, которая может появиться в 2014 году. Заработает единый культурный портал для детей и взрослых, работа над ним ведется уже полгода. С его помощью Департамент культуры надеется активно вовлечь школы в городские культурные события - чтобы те могли проводить специальные уроки в музеях, театрах и выставочных залах. Работает портал примерно так: учитель литературы, рассказывающий классу о Пушкине, набирает слово «Пушкин» и получает исчерпывающую тематическую подборку по городским событиям, связанным с жизнью или творчеством поэта. Кроме того, «Культурный паспорт» предполагает создание детских телепрограмм и видеолекций о культуре. Предварительно стоимость программы оценивается в 174 млн рублей.

Последняя новинка от Департамента культуры на 2014 год - грантовая поддержка культурных инициатив. Капков пообещал, что поддерживать будут и небюджетные учреждения, и одиночек-энтузиастов.

- Предположим, вы фотограф, хотите сделать у себя в районе фотовыставку, - объяснял он, - можете обратиться к нам в департамент. Делаете заявку, обычно в письменной форме. Не больше месяца она рассматривается, выделяется грант, определяется помещение.

Я спросил, не боятся ли в департаменте наплыва бездарей и графоманов. На это министр культуры Москвы ответил, что у них, конечно, будет экспертная комиссия. Допустим, если художник пришлет заявку, ее переправят арт-директору Манежа Андрею Воробьеву. А уж тот определит, достойна ли живопись выставки в Манеже или нет. Я так понял, что, даже если Манеж откажет, унывать не стоит: можно пойти в Новую Москву, в спальные районы. В конце концов, стать волонтером.