Шостакович стал героем спектакля в Зальцбурге

В программе зальцбургского Пасхального фестиваля было как никогда много сочинений русских авторов
Под аккомпанемент дрезденского струнного квартета и берлинского пианиста Яши Немцова актриса Изабель Караян сыграла спектакль о Шостаковиче/ Matthias Creutziger

Худрук Пасхального фестиваля в Зальцбурге Кристиан Тилеманн составил программу с итальянско-русским уклоном. Предпочтение было отдано Верди и классикам веризма, а также Чайковскому и Шостаковичу. Благодаря солистам – Йонасу Кауфману, Ильдару Абдразакову, Людмиле Монастырской и Аните Рахвелишвили – в вердиевском Реквиеме Тилеманн легко нашел баланс между лирикой и мощью, не первый год возглавляемый им оркестр Дрезденской капеллы звучал величественно и при этом тонко, как и положено одному из лучших на сегодня европейских коллективов. Собственно, классический топ-лист, ограниченный Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, сегодня уже не работает, выбор шире представлений прошедшего дня.

Йонас Кауфман стал одним из героев фестиваля, в оперный вечер он исполнил сразу две партии: Туридду в «Сельской чести» Масканьи (Монастырская пела Сантуццу) и Канио в «Паяцах» Леонкавалло. Режиссер Филип Штёльцль (это имя стоит запомнить) сделал и декорации. Визуальное решение кажется поначалу доминирующим. Огромная сцена Большого фестивального дворца разделена на шесть прямоугольников, расположенных в два уровня, действие порой происходит одновременно на всех шести мини-сценах. Штёльцль известен и работами в кино; вторжение в происходящее экранов с прямыми трансляциями, а иногда и с записанным видео порождает новые смыслы. Дрезденская опера, выступившая партнером постановки, получила новый хит.

Юровский, Хворостовский и другие

В афише фестиваля-2016 много Бетховена и Вебера, они вошли и в программу концерта, которым дирижирует Владимир Юровский (в ней еще Мендельсон и Хенце). Среди других участников фестиваля – Ефим Бронфман и Анне-Софи Муттер. Дмитрий Хворостовский споет Яго в постановке «Отелло»; Доротея Рёшман – Дездемона, в заглавной партии Йохан Бота.

В Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского Аркадий Володось продемонстрировал, как первоклассный пианист может не только справляться с хрестоматийным материалом, заставляя его словно звучать впервые, но и оставить без работы дирижера. Дрезденский оркестр будто перестал обращать внимание на Даниэля Гатти, попытавшегося выйти из тени лишь в Десятой симфонии Шостаковича.

Николай Цнайдер исполнил Первый концерт Шостаковича для скрипки с оркестром, посвященный композитором Давиду Ойстраху. В версии датского виртуоза он стал вневременной романтической историей духа, его страданий и блужданий. Изменение контекста – участь всех произведений искусства, и лишь немногие способны его перенести без особого для себя ущерба. Но чтобы восстанавливать обстоятельства времени и места, не обойтись без литературы. Блистательным примером такого симбиоза слова и звука стал проект Изабель Караян «Госпожа смерть встречает господина Шостаковича».

Этот длящийся менее полутора часов спектакль был впервые показан на Международных днях Шостаковича в саксонском Горише. В их организации активно участвует дрезденский оркестр, так что выступающий вместе с Караян струнный квартет состоит из музыкантов оркестра, лишь пианист Яша Немцов из Берлина.

Караян – известная драматическая актриса с опытом работы в труппах таких театров, как гамбургская «Талия». Сегодня она делает много моноспектаклей, не так давно «История солдата» Стравинского украсила афишу того же Пасхального фестиваля в Зальцбурге. В новой работе музыка Шостаковича объединена с текстами его современников, от стихотворения Введенского до правдинской статьи «Сумбур вместо музыки». Реквизита немного – белые маски (на одной проступают черты Сталина), составленный из поддонов помост да огромный балдахин, вдруг оказывающийся надгробным покрывалом. Персонаж Караян выглядит «чертом времени», принимающим любой мыслимый облик, колеблющийся вместе с ветром эпохи. То он само дыхание авангарда, то злобный и бессмысленный оскал власти, преследующей искусство лишь за то, что оно не хочет служить временщикам.

Хочется верить, что рано или поздно этот спектакль покажут и в Москве, где Шостаковича по-прежнему предпочитают ценить скорее эстетически, чем политически. Неудивительно также, если Изабель Караян появится на фестивальной сцене Зальцбурга и в будущем – вряд ли новый интендант Пасхального фестиваля Петер Ружичка будет против. Он вступает в должность 1 июня этого года.

Зальцбург