Рок, театр и танки на одном поле «Нашествия»

Избежать обвинений в милитаризации рок-фестиваля организаторам не удалось
Возможность полазить по военной технике большинство зрителей воспринимает как просто еще одну из фестивальных активностей – оторвались под «Ленинград», поиграли в футбол, постояли в очереди за хот-догом, залезли на БТР, купили бандану и снова пошли слушать музыку
Возможность полазить по военной технике большинство зрителей воспринимает как просто еще одну из фестивальных активностей – оторвались под «Ленинград», поиграли в футбол, постояли в очереди за хот-догом, залезли на БТР, купили бандану и снова пошли слушать музыку / Александр Рюмин / ТАСС

В Большом Завидове отгремел 15-й рок-фестиваль «Нашествие». На крупнейшем российском фестивале под открытом небом в этом году собралось рекордное количество зрителей – почти 200 000 человек.

Как и многие культурные события последнего времени, «Нашествие» мигрировало из чисто музыкальной плоскости в идеологическую. Скандал, разгоревшийся в июне из-за отказа Андрея Макаревича выступать на фестивале «на фоне танков», не отпускал организаторов весь месяц. Практически половину пресс-конференции организаторы фестиваля оправдывались и отвечали на многочисленные вопросы про политику, Макаревича, Министерство обороны и милитаризацию фестиваля. Впервые на второй план ушли не только вопросы про формирование программы и музыкантов, но и любимая всеми посетителями «Нашествия» тема быта на фестивале. «Фестиваль вне политики», – неоднократно подчеркивал продюсер Дмитрий Гройсман. «Мы – организаторы очень крупного фестиваля, который перерос только понятие рок-музыки. И только в этом году такой вдруг всплеск, ощущение негатива», – добавил Гройсман, отметив, что «нет ничего плохого в слове «патриотизм».

«Мы сотрудничаем с четырьмя российскими министерствами – и, если в следующем году к нам обратится Министерство сельского хозяйства и предложит провести гонки на тракторах или выставку сельхозтехники, мы согласимся, – отшучивался Александр Школьник, президент «Мультимедиа холдинга».

Сотрудничать с военным ведомством фестиваль начал еще в 2009 г. – именно тогда в программе появилось традиционное и любимое всеми субботнее авиашоу. Полновесным партнером «Нашествия» Минобороны стало в 2013 г., но в первые два года такого активного внимания этот факт ни у кого не вызывал. Кто-то из музыкантов на вопросы про военных и рок недоуменно пожимал плечами, кто-то отшучивался.

Петь буквально на фоне танков действительно никому не приходится. До военного городка, расположенного в самой дальней части фестивальной территории (в этом году это 200 га), нужно еще дойти по жаре по открытому полю. Возможность полазить по военной технике большинство зрителей воспринимает как просто еще одну из фестивальных активностей – оторвались под «Ленинград», поиграли в футбол, постояли в очереди за хот-догом, залезли на БТР, купили бандану и снова пошли слушать музыку. Музыка пока однозначно в приоритете.

В этом году за три дня на двух сценах выступили более 100 групп: «Сплин», «Ленинград», «Би-2», «Пилот», «Чайф», «Брэйнсторм», «Ночные снайперы», «Кипелов», «Наив», Louna, «СерьГа», «КняZz», «Сурганова и оркестр», «Кукрыниксы», «Алиса», «Ундервуд», «Несчастный случай», Дельфин, «Танцы минус», «Animal Джаz», «Бригадный подряд», «Эпидемия», MORDOR и многие другие.

Самым неожиданным событием фестиваля стал, пожалуй, ночной показ спектакля театра «Современник» «Анархия» по пьесе Майка Пэкера о британской панк-группе, решившей воссоединиться спустя четверть века после распада. Главные роли в постановке Гарика Сукачева исполнили Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова, Василий Мищенко и Мария Селянская. Занимать места на поляне перед специально выстроенной театральной сценой начали еще часа за три до спектакля. Ни зрителям, ни актерам расходиться со спектакля, завершившегося в 4 утра – с первыми лучами солнца, еще явно не приходилось.

Впервые в этом году организаторы сделали интернет-трансляцию с фестиваля платной. Заплатить 350 руб., по словам организаторов, решили свыше 3 млн человек. «Нашествие» остается практически единственным коммерчески успешным масштабным фестивалем в России. К примеру, в 2014 г., по словам продюсера фестиваля Юрия Донцова, только выручка от билетов составила более $10 млн, а рентабельность проекта – в среднем 10–15%.