Статья опубликована в № 3924 от 24.09.2015 под заголовком: Наискосок от вечности, ближе к блюзу

Вышел сольный альбом Кита Ричардса Crosseyed Heart

Гитарист The Rolling Stones не записывал сольников больше 20 лет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Классический британский рок, впитывая в себя разнообразнейшие влияния, от рэгги до симфонизма, прочно стоит на двух ногах: английская сентиментальная песня, восходящая, впрочем, к елизаветинской балладе, и афроамериканский блюз, уходящий вообще в необозримую архаику. В идеальной британской рок-группе The Rolling Stones эта двойная природа нашла свое идеальное воплощение в ее отцах-основателях сэре Мике Джаггере и заслуженном пирате Ките Ричардсе. И если первый до седых волос поет звонким юношеским голосом, источая сексуальный задор, то второй с первого же своего сольного альбома, появившегося в 1988 г., когда Ричардс был еще далеко не стар (всего 45), олицетворяет вековую мудрость чернокожих акынов.

Нынешний альбом Ричардса – всего третий в его сольной карьере, если не считать нескольких благотворительных синглов и компиляции концертных записей, выпущенной в 2010 г. в поддержку книги «Жизнь» (надо сказать – действительно замечательной), причем предыдущий, Main Offender, вышел аж в 1992 г. И концерты, и студийные записи Ричардс проводит со сложившейся группой единомышленников, которую он называет X-pensive Winos (т. е. Expensive wines, «дорогие вина» – видимо, иронично намекая на изменившиеся вкусы бывшего лондонского голодранца, не брезговавшего, как следует из этой самой «Жизни», «ништяками» в кафе).

Будет альбом

Накануне выпуска сольного альбома Ричардс объявил, что в начале 2016 г., по завершении тура по Южной Америке, The Rolling Stones соберутся в студии для записи нового номерного альбома – первого после A Bigger Bang 2005 г.

Этот 55-минутный альбом не является исключением ни по составу, ни по стилистике. Начинается он с короткого архаичного блюза, называющегося как раз Crosseyed Heart, т. е. буквально «косое сердце» или «чуднóе сердце», который Ричард исполнят всухую на скупой акустической гитаре. Потом бормочет «ну, как-то вот так» – и затем в 14 треках следует всё, что мы вправе от него ждать: типично роллинговский жизнерадостный ритм-энд-блюз (Heartstopper), и еще один, с медленной шаманской прокачкой (Amnesia), заставляющий вспомнить о том, как роллинги джемовали с AC/DC; настоящий танцевальный рок-н-ролл 50-х по заветам Чака Берри (Blues In the Morning); душещипательная медленная баллада (Suspicious) с необычной гармонией, которую можно сыграть в подъезде (американский вариант – на крылечке); рэгги с духовыми (Love Overdue) – давняя любовь Ричардса; лирический дуэт (Illusion) с поп-красоткой Норой Джонс (которая вообще-то дочь давнего друга и единомышленника британских рокеров первого призыва Рави Шанкара) и американский «вечнозеленый» стандарт – Goodnight Irene, вальсок для 12-струнной гитары, сочиненный в 1930-х гг. легендарным исполнителем Лидбелли и с того времени перепетый множество раз.

Главное, что объединяет этот разнородный материал, видимо, накопленный Ричардсом в черновиках за 20 лет разнообразных коллабораций и бесконечных джемов, – это не столько искусное «гитарное плетение», особый стиль Ричардса-гитариста, в котором невозможно четко разделить соло и ритм-партии, и даже не его хрипловатый и небольшой по диапазону, но исключительно проникновенный голос. Ричардса делает неповторимым тот колоссальный жизненный опыт, который чувствуется в этом немолодом седоволосом человеке, не теряющем оптимизма и продолжающем превосходно играть на гитаре, несмотря на деформированные артритом пальцы.

Когда рок-музыканту за 70, непроизвольно встает вопрос: а что же дальше? С Китом Ричардсом этот вопрос уже, можно сказать, решен: Crosseyed Heart – это возвращение в ту могучую, как река Миссисипи, блюзовую традицию, из которой роллинги полвека назад и появились – и которая способна нести музыкантов дальше.

Читать ещё
Preloader more