Статья опубликована в № 3991 от 12.01.2016 под заголовком: Радость обладания

Выставка об особенностях советского потребления проходит в «Мультимедиа арт музее»

«Отоваренная мечта» вызывает разные чувства, но не ностальгию

Антисоветский характер «Отоваренной мечты» в «Мультимедиа арт музее» очевиден и даже превосходит в убедительности идущую двумя этажами ниже выставку фотографий и дневников Михаила Пришвина о Соловках и Беломорканале в 30-х годах. Ужасы лагерной жизни и непосильного крестьянского труда далеки от сегодняшнего обывателя, а проблемы потребления каждому близки, хотя советского сейчас уже многим и непонятны.

Основная и самая впечатляющая часть выставки – фотографии из собрания музея. Повседневная жизнь советского человека отражена в них последовательно и правдиво, несмотря на то что почти все снимки публиковались и не считались очерняющими социалистическую действительность.

Начало выставки вполне благостное – поскольку сюжет ее стартует от времен нэпа, реклама тогда, в том числе и фотографическая, повторяла сладкие дореволюционные штампы, а не только рождала новаторские моссельпромовские плакаты с фотографиями Родченко. Но первая часть экспозиции не слишком интересна. Благостные изображения плохо одетых улыбающихся людей, сжимающих в объятиях обувные коробки, скучны, как и большинство постановочных снимков из послевоенных «Огоньков». Одинаковые ряды банок икры и шпрот, бутылок шампанского и минеральной воды скорее говорят об отсутствии выбора, чем об изобилии. Обрамленные в картинки вырванные страницы сталинской книги «О вкусной и здоровой пище» вообще странно видеть в качестве музейного экспоната. Зато вторая часть, рассказывающая о 60–90-х годах, разнообразнее и занимательней. Тогда и снимали свободнее, и отоваривались энергичнее.

Не время мечтать

Выставки – воспоминания о недавнем прошлом необычайно популярны в последние годы. Вспоминают и художественную жизнь, и бытовую, официальную и подпольную. Отчасти это объясняется их дешевизной и легкостью организации. Однако странно, что выставок футуристических, представляющих образ будущего, нет совсем. Похоже, что никто ни о чем не мечтает и о будущем предпочитает не задумываться.

Здесь выставка из бумажной превращается в сборную, местами (особенно уголком, где демонстрируются сильно поношенные в прошлом веке джинсы Юрия Роста) напоминающую барахолку. В экспозиции все смешалось довольно бессистемно: один из первых советских телевизоров, тонконогий журнальный столик, патефон и самодельные пластинки, записанные на рентгеновских снимках, многочисленные экраны, на которых демонстрируются засмотренные до тошноты советские фильмы (Эльдара Рязанова, телесериал «Следствие ведут знатоки», «Москва слезам не верит» – везде затронута проблема дефицита и решение ее обманщиками-фарцовщиками). Понятно желание музея, переименованного из Дома фотографии в нагромождение заморских слов, делать разнообразные экспозиции, но основной и золотой его фонд – именно фотографический. Он и превращает нагромождение предметов и фактов в точное эмоциональное высказывание.

Хит раздела, перед которым зрители останавливаются в испуганном изумлении, – снимок Павла Маркина, сделанный 20 февраля 1993 года в Елисеевском магазине Санкт-Петербурга. На нем запечатлена горка помидоров с ценником «334 рубля шт.». Сейчас и не вспомнить, почему они столько стоили, так много всего случилось. Перестроечные времена оставили нам такое количество правдивых свидетельств о советской повседневной жизни, что никакая ее последующая поэтизация решительно невозможна. «Северные окна» Владимира Волкова – ряды висящих в окнах четырехэтажки авосек с продовольствием; фотография Сергея Зиновьева – длинная очередь за бараньими костями в Сыктывкаре; «Это не Ленинская комната – это обычный книжный магазин на Арбате» Владимира Соколова – сплошной ряд однообразных плакатов с профилем вождя. Все это свидетельствует о том, как и среди чего люди жили, нагляднее и проще, чем все словесные выставочные пояснения, ностальгические воспоминания старших и уверения, что была у нас великая держава. Какая же она великая, если не было в ней туалетной бумаги?

Конечно, не только материальными интересами жил советский человек (правда, книги и пластинки – тот же дефицит), но ведь и выставка не о его духовном, а только о материальном мире. Кстати, не все темы потеряли актуальность. Например, раздел «Квартира мечты» понятен для многих, кто так и не смог жить там, где хочется.

До 28 февраля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать