Чем полезны для «Оскара» «Паразиты»

После триумфа корейского фильма будущее американской кинопремии стало интересней
Актеры фильма «Паразиты» Пона Чжунхо на церемонии вручения «Оскара»
Актеры фильма «Паразиты» Пона Чжунхо на церемонии вручения «Оскара» / Reuters

Кто там жаловался, что в последнее время самая престижная кинопремия мира стала совсем скучной и предсказуемой? Все научились делать прогнозы, так что накануне церемонии не оставалось уже практически никаких сюрпризов. Надо было всего-то посмотреть, кому достались премии главных профильных киногильдий Америки, и смело ставить на то, что точно так же проголосуют и академики. Хотя бы потому, что это те же самые люди: лучших режиссеров на «Оскаре» выбирают режиссеры, актеров – актеры, операторов – операторы и только лучший фильм – хором, но все-таки прислушавшись к мнению самых влиятельных людей в Голливуде – продюсеров. Эта схема редко давала сбои, но в этом году все оказалось интереснее и неожиданнее.

Кто выиграл приз американской Гильдии продюсеров? Военная драма Сэма Мендеса «1917». Кого назвала лучшим Гильдия режиссеров? Мендеса. Кто получил британскую BAFTA за лучший фильм и режиссуру? «1917» и Мендес. А «Золотые глобусы» в номинациях «Лучшая драма» и «Лучший режиссер»? Они же. И кому в итоге отдали «Оскаров» за лучший фильм и режиссуру? Упс! – корейским «Паразитам», которые стали первым в истории американской киноакадемии фильмом не на английском языке, получившим главный приз. 

Прежде иностранные картины доходили до этой номинации, как «Любовь» Михаэля Ханеке в 2013 г. и «Рома» Альфонсо Куарона в 2019-м, но побеждали все-таки в своей категории, которая в этом году сменила название c Foreign Language Film на International Feature Film. «Паразиты» выиграли и в ней, а еще Пон Джунхо получил статуэтку за лучший оригинальный сценарий. Эти две победы были предсказуемы, а вот дальше начались чудеса. Лучший режиссер – опять Пон Джунхо, который, судя по всему, такого не ожидал и радостно признался, что обязательно напьется. После объявления «Паразитов» лучшим фильмом это обещание пришлось повторить. Теперь у картины есть обе важнейшие кинопремии планеты – в мае она получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Решение академиков оказалось таким же непредсказуемым, как и сам фильм-победитель. Ведь вроде бы достаточно сказать, что он про две семьи: одна живет в дизайнерском особняке, другая – в подвале, и вы легко выстроите все социальные лестницы, по которым будет скакать сюжет. Как бы не так! «Паразиты» сбивают с ног поворотами не столько сюжета, сколько жанра. Пон эталонно нагнетает классический хичкоковский саспенс (когда зритель знает больше героя и изнывает от ожидания неминуемого), а потом внезапно переключает регистр – и так несколько раз за фильм, который меняется в диапазоне от комедии масок до триллера и кровавого гиньоля. Но не менее важно и то, что Пон не брезгует принюхаться к реальности. Запах которой в «Паразитах» не то чтобы специфически корейский – и четыре «Оскара» это блистательно доказали.

А еще вчера казавшийся безоговорочным фаворитом «1917» остался всего лишь с наградами за лучшую операторскую работу (в победе виртуоза Роджера Дикинса никто не сомневался), визуальные эффекты и сведение звука. 

Финальная сенсация с лучшим фильмом затмила даже то обстоятельство, что в актерских номинациях не случилось ни одного сюрприза. Все предсказывали победу Хоакину Фениксу («Джокер», «Лучший актер в главной роли»), Рене Зеллвегер («Джуди», «Лучшая актриса в главной роли»), Брэду Питту («Однажды в... Голливуде», «Лучший актер в роли второго плана») и Лоре Дерн («Брачная история», «Лучшая актриса в роли второго плана»). Они и выиграли.

Лучшим полнометражным анимационным фильмом назвали «Историю игрушек – 4» (у студии Pixar, кажется, нет конкурентов), лучшим документальным стала «Американская фабрика» о нетривиальной судьбе одного из заводов General Motors.

В номинациях «Лучший монтаж» и «Лучший монтаж звука» победила спортивно-производственная драма Ford v Ferrari. «Маленькие женщины» Греты Гервиг были предсказуемо отмечены за лучшие костюмы. «Однажды в... Голливуде» вдобавок к актерской награде Питта получил еще статуэтку за лучший дизайн. Антифашистский трагифарс Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» выиграл статуэтку за лучший адаптированный сценарий. К слову, это единственный из номинантов на «Оскара» за лучший фильм, который не был куплен для российского проката, – неужели потому, что у маленького героя есть воображаемый друг Гитлер (его играет сам сценарист и режиссер)?

Церемония проходила в основном по-деловому. Исключением стал выход в кошачьих костюмах артистов из «Кошек» Джеймса Кордена и Ребел Уилсон, потешно колотивших «лапами» по стойке микрофона. Самая популярная шутка была про мужчин без рубашек (Питт, которому ее адресовали, довольно улыбался). Со сцены спели Элтон Джон (выигравший второго в своей карьере «Оскара» за лучшую песню) и обладательница главных «Грэмми» этого года Билли Айлиш, посвятившая каверверсию битловской Yesterday всем умершим за год кинозвездам (их было неожиданно много, последним показали кадр с Кирком Дугласом). Хоакин Феникс, поднявшись на сцену, заявил, что кино должно говорить и за тех, у кого нет голоса, чем лишний раз подтвердил, что «Джокер» не столько комикс, сколько социальная драма. Но в отличие от витальных и остроумных «Паразитов» непробиваемо серьезная. В том числе благодаря музыке Хильдур Гуднадоттир, которая получила «Оскара» как лучший композитор, – вручавшие его Сигурни Уивер, Галь Гадот и Бри Ларсон напомнили, что голос надо дать и всем женщинам. Остается только добавить, что и всем народам мира, которых в этот вечер в Лос-Анджелесе представляли Пон Джунхо и команда его «Паразитов», за чью победу не грех и немедленно выпить.