Детройт может не возродиться как символ индустрии США

Великая рецессия может стать переломным моментом в истории американской индустрии, гордостью которой почти в течение века являлось автомобилестроение, полагают эксперты.

"Детройт не ожидают светлые времена, поскольку автомобиль утрачивает на наших глазах свое значение символа капитализма. Кризис и глобальная конкуренция ослабили "большую тройку", к тому же начали менять потребительские привычки жителей мегаполисов", - сказал РИА Новости главный экономист финансовой компании Nomura-US Дэвид Реслер. По его мнению, несмотря на видимое оздоровление трех американских гигантов - General Motors, Ford и Chrysler, отрасль в перспективе продолжит стагнацию.

"Сегодня объем продаж на уровне 12,5 миллиона автомобилей (самый оптимистичный прогноз на 2010 год) мы рассматриваем как успех для Детройта. Но это по-прежнему огромный провал по сравнению со среднегодовыми 17 миллионами в былые времена. Американцы больше не считают автомобиль своей визитной карточкой, деловые люди в мегаполисах все чаще отказываются от собственных колес", - считает Реслер. По его мнению, бурное развитие высоких технологий сократит потребность в деловых встречах и собраниях, которые полностью уйдут в виртуальное пространство.

В целом, объем продаж за 2009 год упал в Северной Америке на 21% к предыдущему году, впервые главным авторынком мира стал Китай, а не США. Так, General Motors продала Китаю больше автомобилей, чем своим потребителям.

Несмотря на наихудший за четверть века год, декабрь был одним из самых успешных месяцев для автомобильных заводов с общим ростом на 18% к декабрю 2008 года. Ряд аналитиков Уолл-стрит поспешили разразиться оптимистичными прогнозами на автомобильный рынок. Хотя прогноз CNNMoney напоминает, что 10-процентный уровень безработицы США останется сдерживающим фактором для потребителей, что отразится и на автомобильном рынке.

Аналитик журнала Forbes Джерри Флин не видит запаса для рывка автогигантов, несмотря на декабрьский успех. "Консенсусный прогноз (на 2010 год) предполагает рост продаж на 1 миллион больше 10,2 миллиона автомобилей, проданных в 2009 году. Хорошая ли прибыль от 1 миллиона? Нет, это означает, что продажи по-прежнему останутся в ужасающей депрессии", - считает Флин. По его мнению, даже этот обнадеживающий прогноз под угрозой, если цена на галлон бензина в США достигнет в течение года 4 долларов.

Аналитики отмечают продолжающееся обострение конкуренции на американском рынке - продажи японских Toyota Motor, Honda и Nissan приросли за год в двузначных величинах, а самым успешным завершившийся год был для Hyundai Motor Group, объемы сбыта которой выросли на 42% в США.

В течение года из бюджета США было выделено 3 миллиарда долларов на программу поддержки автопрома через субсидирование покупок отечественных авто, что было, по мнению аналитиков, главной движущей силой роста экономики.