Менеджмент
Бесплатный
Григорий Милов|Римма Авшалумова
Статья опубликована в № 2712 от 14.10.2010 под заголовком: Выжимают меньше

Отдача от инвестиций в персонал в 2010 г. резко снизилась

За год отдача от инвестиций в персонал крупных компаний, работающих в России, заметно снизилась: от $2,7 до $1,5 выручки на каждый вложенный в сотрудников $1

Ежегодное исследование Price­water­house­Coopers (PwC) HR Bench­mar­king Survey в 2010 г. было проведено в четвертый раз. Консультанты изучают эффективность систем управления персоналом. Во время финансовых спадов вопросы эффективности бизнес-процессов выходят на первый план, пишут они. Работодателям важно понимать, в каких областях можно добиться экономии, не снижая при этом качества продукта и уровня обслуживания клиентов. Но лишь менее трети гендиректоров крупных международных компаний обладают надежной информацией об эффективности инвестиций в сотрудников и одной из целей исследования было такую информацию собрать, отмечают консультанты.

Без отдачи

Исследователи смогли рассчитать несколько важных показателей – в том числе среднюю выручку из расчета на штатного сотрудника, общие затраты из расчета на штатного сотрудника, отношение затрат на вознаграждения к выручке и, наконец, отдачу от инвестиций в персонал.

Кризис привел к заметному снижению ряда важных показателей эффективности компаний, работающих в России. Так, медианное значение выручки на одного штатного сотрудника снизилось с $264 602 до $191 868. Для сравнения: в Европе этот показатель также снизился, но в значительно меньшей степени: с $243 758 до $218 636.

Общие затраты в расчете на одного сотрудника также сократились: с $217 030 до $184 504 в России и с $234 258 до $207 251 в Европе. Снизился и общий уровень производительности. Один из способов его измерения таков: вычисляют затраты компании на денежное вознаграждение и льготы и делят на выручку. Чем выше получается показатель, тем менее производительно работают сотрудники, утверждают консультанты. Если в 2008 г. это отношение в России составляло 9,6%, то в 2009 г. – 10,6%. В европейских компаниях производительность еще ниже – 21,0%.

Если в прошлом году по отдаче от инвестиций в персонал российские компании сильно опережали европейских коллег (на каждый вложенный $1 россиянам удавалось выжимать $2,7, а европейцам – лишь $1,2 выручки), то теперь заметно сблизились. В 2010 г. этот показатель в России снизился до $1,5, а в европейских странах не изменился.

«Снижение данного показателя отражает общую экономическую ситуацию, которая сложилась в предыдущем году, – говорит Руксандра Стоиан, партнер (консультационные услуги в области управления персоналом) PwC в России. – Поскольку отдача от инвестиций в персонал представляет собой соотношение выручки (с учетом затрат, не связанных с персоналом) и суммы, потраченной на сотрудников, снижение выручки многих российских компаний сыграло ключевую роль в общем уменьшении показателя отдачи от инвестиций в персонал. Если принять во внимание перспективу роста экономики в 2010 г., можно ожидать положительного изменения показателя».

«Все действительно так, – соглашается с выводами исследователей Татьяна Климентьева, директор по персоналу ИГ «Абсолют». – Люди не стали хуже работать, их не стали меньше выжимать. Просто рынок до сих пор не оправился – выручка бизнеса существенно ниже докризисной».

Утекают меньше

Текучесть кадров в российских компаниях остается весьма высокой, утверждают консультанты. Ее измеряют с помощью показателя «коэффициент увольнений» (процент сотрудников, покинувших за год организацию вне зависимости от причины увольнений). Если в 2008 г. российские компании за год теряли почти каждого четвертого сотрудника (22,4%), то теперь – каждого пятого (20,4%). В Европе этот показатель стабильно ниже – 17,4%. «Текучесть персонала снижается из года в год, – прокомментировала данные Стоиан. – Вероятнее всего, это свидетельствует об изменении установки «хорошо там, где нас нет» в головах российских сотрудников».

Дорогой подбор

И это при том, что затраты на подбор новых сотрудников в России практически в два раза выше, чем в европейских странах, показывают результаты исследования. В данный показатель включаются все прямые издержки, связанные с подбором: реклама, использование услуг кадровых агентств и проведение презентаций в вузах, вплоть до непосредственно процедуры найма («скрининг», оценка, проведение собеседования), а также любые косвенные расходы, например в связи с переездом сотрудника.

Если в России медианное значение затрат на подбор составило в 2009 г. $1211, то в Европе – лишь $643. Справедливости ради надо сказать, что годом ранее затраты на подбор в России были гораздо ниже – $398 на человека.

Но вот по показателям затрат на управление персоналом, обучение и развитие российские компании довольно сильно отстают от европейских. Так, российские компании в 2009 г. тратили на обучение сотрудников в среднем лишь $175 в год на человека, а европейские – $374. Затраты на управление персоналом в России составили $380, а в Европе – $555. В затраты по управлению персоналом консультанты не включают затраты на обучение и развитие.

Перекос затрат на подбор персонала Климентьева связывает с тем, что в кризис были существенно оптимизированы штаты большинства крупных компаний, а в 2010 г. экономика оживилась и недостаток сотрудников стали активно восполнять: «А затраты на развитие в полной мере так и не восстановились. Но это не значит, что компании отказались от развития – просто перераспределили ресурсы. Мы, как и многие, перешли от внешнего обучения к внутреннему. Затраты на подбор у нас сейчас тоже выше, чем бюджет на развитие».

«Тенденция более чем логичная, – говорит Ирина Кривошеева, исполнительный директор УК «Альфа-капитал». – Компании ищут лидеров, которые будут развивать новые проекты. Количество таких сотрудников ограничено, значит, стоимость их привлечения в компании возрастает. Обучение будет идти «догоняющим» темпом».

Однако, по ее словам, в их компании затраты на подбор персонала в 2010 г. снизились в 8 раз – за счет усиления направления внутреннего подбора – и более 90% вакансий, включая топ-менеджмент, закрываются внутренними силами.

Снижение отдачи от инвестиций в капитал Кривошеева связывает еще и с тем, что многие компании в 2010 г. стали кардинально менять и обновлять продуктовую линейку, технологический процесс и т. д. Это потребовало дополнительных инвестиций в обучение: «Нужно время, чтобы сотрудники привыкли к изменениям, поэтому эффект от инвестиций также будет с некоторым временным лагом».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать