Менеджмент
Бесплатный
Михаил Малыхин

Кризис умерил карьерные амбиции россиян

Основные причины ухода с предыдущего места работы ("Анкор")
Основные причины ухода с предыдущего места работы ("Анкор")

Ожидания кандидата по изменению дохода при смене работы ("Анкор")
Ожидания кандидата по изменению дохода при смене работы ("Анкор")

Кризис умерил карьерные амбиции россиян, делают выводы специалисты кадрового холдинга "Анкор", опросив в декабре 2010 г. крупнейших городах страны 5652 россиян и сравнив результаты с данными аналогичного опроса докризисного 2007 г.

Изменились причины смены работы

По последним данным Росстата, с 2007 по 2010 г. общая безработица в стране выросла на 1 млн человек (с 4,6 млн до 5,6 млн соответственно). При этом, если верить опросу "Анкора", россияне и в кризис продолжали менять место работы по собственному желанию, однако причины смены работы изменились.

Как и прежде, главным осталось "отсутствие перспектив развития". Но если в 2007 г. на "отсутствие перспектив" пеняли 56%, то в 2010 г. - лишь 46% (см. диаграмму №1). Если до кризиса "более интересным предложением" объясняли смену работы 29% респондентов, то после - лишь 14%. Причины перемен понять не трудно - судя по тому же опросу, если в 2007 г. лишь 9% работников сетовали на единственное предложение новой работы в при желании уйти, то в 2010 г. одну-единственную возможность для смены работы имел уже каждый пятый желающий. 13% из тех, кто в 2010 г. все же решались на переход в другую компанию, шли и на понижение оклада, что в 2007 г. фактически случалось крайне редко.

"Время кризиса заставило многих задуматься о ценности того, что уже есть", - комментирует результаты исследования Наталья Малышева, директор отраслевой компании «Анкор». По ее словам, «синица в руках» для многих была важнее «журавля в небе» - лояльность к работодателю, осторожность при общении с кадровыми провайдерами и взвешенность в принятии решений возросли в разы.

По словам Екатерины Гороховой, генерального директора Kelly Services, в 2010 г. заметно выросло число сотрудников, которые держатся за работодателя. Видимо, осмыслив опыт 2008-2009 гг., люди стали сами ответственнее относиться к текущему месту работы.

Согласны на меньшее

По данным анализа вакансий, специалисты компаний HeadHunter и констатировали после 2008 г. значительный спад рыночных зарплат. По данным обеих компаний, возврат к докризисному уровню произошел лишь к концу лета - началу осени 2010 г. По данным Superjob.ru, к началу 2011 г. средний уровень зарплат на рынке труда составил 105,3% по сравнению с началом кризиса (октябрем 2008 г.). Однако, по данным обеих компаний, зарплаты, запрашиваемые кандидатами, часто ниже предлагаемых в резюме, что раньше случалось крайне редко.

Ранее Юрий Вировец, президент HeadHunter, говорил "Ведомостям", что, прежде замороженный, спрос на специалистов и менеджеров в 2010 г. вновь стал расти. Однако восстановления докризисного баланса спрос/предложение на рынке труда, на его взгляд, придется ждать годы. По данным опроса "Анкора", на быстрый карьерный рост рассчитывают сегодня меньше россиян, чем в 2007 г. (54% против 69% соответственно). К тому же если три года назад лишь 5% кандидатов были готовы на меньшие оклады, то теперь таких вдвое больше (см. диаграмму №2).

"Сейчас кандидатов интересует карьерный рост, прибавка в з/п до 30% и возможности, которые готов предоставить новый работодатель", - говорит Малышева из «Анкора». По ее словам, особенно остро колебания в рядах сотрудников почувствовали компании, которые в силу скорее объективных причин, не смогли провести индексацию в течение 2009-2010 гг. "Время кризиса лишь обострило и усугубило проблему нехватки квалифицированных кадров, поэтому тенденции рынка труда вновь задают кандидаты", - говорит она. "Есть ощущение, что со времени острой фазы кризиса маятник «мотивация персонала» вновь качнулся в сторону наемных сотрудников", - считает Горохова из Kelly Services.

Стабильность выгодна всем

"Нельзя сказать, что кризисные сокращения наводнили рынок большим количеством действительно хороших кандидатов, так как даже в трудное время компании все равно старались любыми силами удержать наиболее ценные кадры", - считает Юрий Дорфман, партнер хедхантинговой компании Cornerstone. На его взгляд, еще и поэтому работодатели сейчас, как никогда ранее, ориентированы на эффективных специалистов. Для работников же, на его взгляд, после кризиса прекрасной мотивацией стало долгое и стабильное сотрудничество с компанией, уделяющей особое внимание развитию и обучению своего персонала.

Мнение Дорфмана подтверждают опросы "Анкора", по которым за время кризиса карьеру россияне стали ценить больше, чем постоянный рост зарплат. По-прежнему высоко ценят возможность обучения и стажировок. Однако теперь карьерные амбиции россиян снизились. К примеру, они все реже хотят разделять ответственность за ведение бизнеса: если в 2007 г. стать партнером и совладельцем бизнеса стремились 39% респондентов, то теперь - лишь 15%.

"Если в кризис фактически единственным критерием лояльности работники называли уровень оплаты труда, то сегодня, с увеличением числа вакансий, компании вновь расширяют набор инструментов по привлечению и удержанию ключевых сотрудников", - констатирует Горохова из Kelly Services. По ее мнению, соцпакет, обучение снова становятся аргументом для наиболее востребованных (а значит, и наиболее разборчивых) специалистов. Дорфман уверен, что в посткризисное время для работодателей как никогда важно развитие эффективных программ по управлению талантами внутри компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать