Менеджмент
Бесплатный
Мария Подцероб
Статья опубликована в № 2974 от 03.11.2011 под заголовком: Сотрудников поймают в сети

Сотрудников поймают в социальные сети

Западные рекрутеры считают социальные сети настоящим кладезем талантов. Российские работодатели пока осторожничают. Для них Linkedin и Facebook – всего лишь вспомогательные инструменты рекрутинга

Я вообще не доверяю в деле поиска кандидатов Facebook и всем социальным сетям в целом», – утверждает Елена Селиванова, вице-президент по кадровой и социальной политике корпорации «Мечел». Она уверена, что настоящих профессионалов в социальных сетях не найдешь. Социальные сети существуют для общения, а не для профессиональной деятельности, утверждает она. «Вряд ли я найду хорошего специалиста, металлурга или инженера, для наших предприятий в Facebook. Фигурально выражаясь, Facebook – это как сито с крупной сеткой, а мы просеиваем людей через более мелкую сетку», – говорит она. Неэффективна Facebook, по мнению Селивановой, и для поиска менеджеров высшего звена: их там просто не найдешь, лучше обратиться к хедхантерам, добавляет Селиванова. В своей работе она чаще пользуется таким интернет-ресурсом, как HeadHunter, а из социальных сетей ей нравится Linkedin. «Я еще никогда Linkedin не пользовалась для поиска людей, но вполне могу ее задействовать», – говорит она. Что же касается Facebook, то ее приговор этой сети суров: «Не хочу, чтобы рекрутеры, которые подбирают мне персонал, рассматривали фотографии девушек на пляже и туристов на слонах».

Просеивают сотни миллионов

Аудитория социальных сетей, таких как Facebook, насчитывает сотни миллионов человек по всему миру. Западные рекрутеры уже осознали: Facebook – настоящий кладезь талантов, просто надо уметь их найти. Им готовы помочь разработчики, такие как компания BranchOut, которая предоставляет услуги в сфере поиска и создания профессиональных контактов в социальных сетях.

«Многие подумают: не хотелось бы, чтобы потенциальный работодатель читал мою личную информацию. Я не стану связываться с рекрутерами через Facebook, потому что они будут просматривать мои фотографии с вечеринок или снимки с детьми», – говорит Рик Марини, гендиректор BranchOut.

Работает программа так: пользователи разрешают BranchOut доступ к их личным данным – информации об образовании, опыте работы и контактах. После этого вся информация, касающаяся их профессиональной жизни, автоматически отделяется от персональной информации и размещается на отдельной странице. Рекрутеры не могут прочесть весь профайл пользователя, кроме той информации, которую он разрешил им предоставить.

В этом месяце BranchOut запустила программу RecruiterConnect для рекрутеров. Однако потенциальные работодатели должны платить, чтобы получить доступ к информации об образовании и профессиональном опыте кандидатов. Программа также помогает подобрать нужного кандидата для конкретной вакансии.

Еще один разработчик приложений для социальных сетей – компания Jobvite в Берлингейме (штат Калифорния) только что запустила на Facebook программу, которая позволяет компаниям размещать объявления о работе, а пользователям подписываться в частном порядке на получение этих объявлений.

Осторожный оптимизм

Российские рекрутеры пользуются социальными сетями осторожно. Некоторые предпочитают искать кандидатов в профессиональной сети Linkedin. «Человек, регистрируясь в Linkedin, априори готов к общению на профессиональные темы. Даже если он сам не ищет работу, то может посоветовать кого-либо из своих коллег», – говорит Лейла Меликова, консультант по подбору персонала направления «Маркетинг, реклама и PR» холдинга «Анкор».

Однако нацеленность исключительно на профессиональные интересы сильно ограничивает возможности поиска кандидатов, парирует Виктория Пятница, директор департамента по подбору персонала кадровой корпорации ManpowerGroup. «Поэтому мы обращаемся к Facebook как к подспорью в поиске. Ведь здесь можно узнать огромное количество персональной информации, того, чего не пишут в формальном резюме», – говорит она. Можно выяснить круг общения человека, его личные и профессиональные интересы, понять, как он общается с другими людьми, и таким образом составить более полный образ кандидата, добавляет Меликова. Однако не стоит обольщаться – в любой социальной сети о человеке можно узнать только то, что он сам решил написать о себе, предостерегает Андрей Захаров, директор департамента «Подбор персонала для банков и инвестиционных компаний» кадрового агентства «Контакт». «В моем бизнесе очень важно, чтобы человек подходил мне по духу и темпераменту, а из профайла на Facebook можно узнать о потенциальном кандидате гораздо больше, чем из обычного резюме», – говорит Наталья Федрушкова, владелец и директор небольшой компании по организации корпоративных мероприятий Smartberry. Она еще никогда не нанимала работников через социальные сети, но уверена, что если бы к ней постучался подходящий кандидат с Facebook, она обязательно провела бы с ним собеседование.

Ищут нужное, находят лишнее

«Для меня не имеет значения, в какой социальной сети мои рекрутеры нашли кандидата и что он там о себе написал. Я все равно буду разговаривать с ним лично и сделаю собственные выводы из общения с ним», – говорит Борис Щербаков, гендиректор Oracle в России. Правда, оговаривается он, ему не нравится, когда люди размещают в социальных сетях свои семейные фотографии или выставляют каким-либо другим образом на показ свою семейную жизнь. На его взгляд, российская корпоративная среда достаточно жесткая, здесь не место подобным «телячьим нежностям», это выглядит как минимум неадекватно. «Такого человека ни за что не возьму», – говорит Щербаков. В целом из каждых 100 человек, приходящих на собеседование в Oracle, 25–30% рекрутеры находят через социальные сети, добавляет он.

«Конечно, в Facebook не стоит искать топ-менеджеров, но кандидатов среднего и низшего уровня там найти можно», – добавляет Щербаков.

Facebook больше всего помогает, когда нужно найти необычного кандидата, узкого специалиста в какой-либо области, говорит Пятница из ManpowerGroup. Она вспоминает, как один раз ей удалось найти через Facebook специалиста для фармацевтической компании, который внедрял системы оценки качества на производстве. Помимо определенных профессиональных параметров работодатель задал еще один критерий поиска: специалист должен быть немцем по национальности. «Мне удалось найти на Facebook такого человека через поиск по ключевым словам. Искать было очень удобно», – рассказывает Пятница.

«В рекрутинге, как и во многих других отраслях, важна эффективность затраченных усилий. Вопрос в том, как получить отклик от наибольшего количества качественных кандидатов», – заключает Каролин Беттс, гендиректор Betts Recruiting в Сан-Франциско.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать