Статья опубликована в № 2977 от 09.11.2011 под заголовком: Каким хедхантерам не страшно

На рынке executive search стало меньше заказов

В III квартале 2011 г. мировая отрасль executive search потеряла 8,1% заказов – такое падение наблюдалось только в разгар кризиса. Но российские хедхантеры не спешат волноваться

Число новых заказов на поиск руководителей высшего звена (executive search) в III квартале 2011 г. сократилось на 8,1%, подсчитали в Association of Executive Search Consultants (AESC), но суммарная выручка членов ассоциации практически не изменилась (уменьшилась на 0,5%).

Сопоставимое снижение количества заказов происходило в отрасли лишь в 2008 г., отмечают в ассоциации. Причины падения – долговой кризис в Европе и неуверенность в завтрашнем дне в США. Они затронули большинство отраслей, в том числе и отрасль еxecutive search, утверждает Питер Феликс, президент ассоциации. Последствия этого удара по уверенности компании в завтрашнем дне (а значит, и их готовности нанимать новых руководителей) будут ощущаться отраслью на протяжении еще нескольких кварталов, говорит он.

Повод для беспокойства

В международной консалтинговой компании Heidrick & Struggles по состоянию на 30 сентября в мире работали 386 консультантов по лидерству и executive search, сообщается в квартальной отчетности компании. По сравнению с предыдущим кварталом изменений не произошло, в сентябре 2010 г. консультантов в компании было меньше – 343. Число подтвержденных заказов в III квартале 2011 г. сократилось на 9,6% по сравнению с предыдущим, но увеличилось на 8% по сравнению с III кварталом 2010 г. Среднегодовая выручка на консультанта составила $1,5 млн, ровно такой же она была и во II квартале 2010 г. и в III квартале 2011 г. Но средняя стоимость одного заказа за год увеличилась с $114 200 до $117 600.

Снижение числа заказов при стабильной выручке легче всего объяснить миграцией хедхантеров в более высокие ценовые сегменты, полагает Матвей Горбачев, управляющий партнер российского офиса Morgan Hunt. В кризис, по его словам, падение в отрасли executive search произошло в основном за счет более низких и средних позиций. Компании нанимали менеджеров среднего звена даже в кризис, но рассчитывали на свои силы и не поручали эту работу хедхантерам. Грубо говоря, если до кризиса консультантам доставались заказы на трех вице-президентов, то теперь вице-президентов компания ищет сама, зато хедхантерам достается заказ на поиск нового гендиректора. В случае же самых высокооплачиваемых позиций без внешнего консультанта зачастую не обойтись, говорит Горбачев.

В Ward Howell не исключают влияния сезонного фактора: в III квартале темпы роста традиционно замедляются по сравнению со вторым, говорит Антон Дерлятка, старший партнер Ward Howell. Именно на III квартал приходятся два месяца массовых отпусков, уточняет он. Но в целом снижения выручки или числа заказов в Ward Howell в этом году не почувствовали. Спрос на услуги по поиску топ-менеджеров самого высокого звена (т. е. первых лиц) не снижался ни в мире, ни в России, утверждает он.

Консультанты executive search работают в немассовых сегментах рынка, говорит Артем Авдеев, управляющий партнер российского офиса Egon Zehnder, поэтому падение числа заказов или выручки на 8,1% не стало бы для него поводом для беспокойства. Для принятия управленческих решений таких данных явно недостаточно, утверждает он. Но он задумался бы о ситуации, если бы падение показателей продолжалось несколько кварталов подряд.

Теряют инструмент

Если подвести итоги отрасли executive search за год (с IV квартала 2010 г. по III квартал 2011 г.), то падения нет: число заказов за год выросло на 5%, а суммарная выручка – на 8,3%, утверждают в AESC.

Хедхантеры обнаружили, говорит Феликс, что самый высокий спрос со стороны клиентов остается в сегменте самых высокооплачиваемых позиций, т. е. там, где компании испытывают максимальный дефицит талантов.

Большинство клиентов по результатам опроса AESC готовы провести поиск собственными силами, особенно для позиций с ежегодной компенсацией от $100 000 до $200 000.

Именно этот сегмент вызывает у специалистов AESC наибольшее беспокойство: для таких менеджеров работодатели используют самые разнообразные методы поиска и все реже обращаются к внешним консультантам. Если в недавнем прошлом хедхантеры могли использовать заказы на такие позиции для обучения и подготовки начинающих консультантов, то сейчас работать становится все сложнее, пишут исследователи AESC, а значит, для обучения и подготовки новичков нужно искать другие методы.

Российский оптимизм

Российский офис Morgan Hunt вышел на докризисные показатели (до 2008 г.) еще в 2010 г., рассказал Горбачев. С тех пор темпы роста выручки и количества заказов несколько снизились, но падения показателей в Morgan Hunt не наблюдают.

В российском офисе Egon Zehnder наблюдают стабильный рост и количества заказов, и выручки на протяжении нескольких кварталов подряд, говорит Авдеев.

В августе и начале сентября в российской компании RosExpert отметили некоторое замедление роста количества подтвержденных заказов, но падения показателей не произошло. Сейчас же ситуация опять заметно улучшилась, рассказал Игорь Шехтерман, управляющий партнер компании. В России настолько огромный дефицит управленческих кадров, что события в мировой экономике влияют на спрос на российских топ-менеджеров слабее, чем в других странах мира, утверждает он. Сейчас российские работодатели понимают, что долговой кризис в Европе надолго, и гораздо спокойнее к нему относятся.

В российском офисе Heidrick & Struggles никакого замедления темпов роста не было, замечает партнер компании Ольга Селиванова-Шофф. Более того, по ее словам, во всех трех значимых сегментах, в которых работает Heidrick & Struggles в России (международные компании, российские компании и помощь российским компаниям в международной экспансии), у российского офиса Heidrick & Struggles продолжается уверенный рост.

В российском офисе Odgers & Berndtson по основной практике executive search в III квартале рост был, но меньше, чем ожидалось, рассказал Федор Шеберстов, управляющий партнер компании. А вот по относительно новой практике HR-консультирования рост был взрывным, утверждает он.

У российских компаний есть огромный резерв повышения эффективности за счет анализа компетенций и налаживания правильного взаимодействия между людьми, говорит Шеберстов: «Поэтому для меня тревожным сигналом будет даже не снижение показателей, а прекращение роста».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать