Статья опубликована в № 3295 от 27.02.2013 под заголовком: Китайцы не возвращаются

За что международные компании не любят китайский Новый год

Каждый год миллионы китайских рабочих-мигрантов покидают фабрики, где работают, чтобы навестить на китайский Новый год семьи. И лишь небольшая часть возвращается потом на работу. Западные партнеры в шоке подсчитывают убытки
Bloomberg
Сколько их. 250

млн рабочих-мигрантов работает в Китае

10

млн работников, или 61% всех рабочих-мигрантов, на новогодние праздники покинут заводы, подсчитали в департаменте по управлению человеческими ресурсами и социальной безопасности города Гуандуна

90%

Вернется обратно, скорее всего, 90%. Это означает, что после праздников на фабриках возникнет дефицит рабочей силы. Будет не хватать до 1,2 млн рабочих

15,2%

– рост спроса на рабочую силу в Китае по сравнению с предыдущим годом в 2012 г.

На фабрике по производству игрушек The Bridge Direct Пасха начинается в августе. Именно в это время американская компания Boca Raton, производитель игрушечных монстров Inkoos и кукол Justin Bieber, вынуждена оформлять заказ у своих китайских поставщиков, чтобы продукция пришла в США к Пасхе. Раньше компания оформляла заказ ближе ко времени, на которое приходится пик продаж. Это позволяло с большей точностью определять уровень спроса на продукт и облегчало управление потоками наличности. Но теперь компания гораздо больше озабочена тем, чтобы на заводе хватило рабочих рук после китайского Нового года.

Молодых все меньше

Международные компании, сотрудничающие с китайскими заводами, очень недовольны, тем более что ситуация на китайском рынке труда в последние годы для них все менее благоприятна. Китайские рабочие требуют увеличения зарплат и проявляют меньше готовности работать на заводах. Люди покидают фабрики, чтобы искать более высокооплачиваемую работу. Или используют освободившееся время, чтобы завести семью.

Проблему усугубляет демографическая ситуация. В 1980 г. в Китае была введена государственная программа, стимулирующая рождение в семье только одного ребенка. Последствия уже начинают сказываться на рынке труда. По данным ООН, в 2005 г. в Китае было 120,7 млн людей в возрасте от 15 до 19 лет. К 2010 г. количество людей этого возраста сократилось до 105,3 млн человек. А к 2015 г. оно, по предварительным оценкам, упадет до 94,9 млн.

Еще одна проблема в том, что рабочие фабрик по производству игрушек и одежды все чаще уходят в более доходные отрасли, например на заводы по производству электроники. О состоянии этой отрасли можно судить по недавнему заявлению компании Foxconn Technology Group, которая выпускает продукцию для Apple. На днях она объявила, что замораживает процесс набора рабочих на конвейерную линию на китайских заводах из-за высокого процента возврата работников после праздников. По словам пресс-секретаря компании, более 90% рабочих вернулись на завод.

Билет в один конец

В 2010 г. 34% переселенцев, ушедших из деревни в город, оставили работу на фабрике и вернулись домой, сообщила недавно организация, изучающая процессы миграции населения из деревни в город и обратно в Китае и Индонезии, при Австралийском национальном университете.

Массовый исход деревенского населения обратно в село ставит крест на долгосрочных отношениях западных компаний с китайскими поставщиками. Эти отношения, с одной стороны, позволяли компаниям уменьшить себестоимость продукта и, соответственно, его цену для западного потребителя, с другой – способствовали расцвету китайской экономики. Многие годы американские компании тесно сотрудничали с владельцами китайских фабрик на ниве сокращения времени производства продукта и уменьшения количества брака. Теперь изменения на китайском рынке труда обесценивают эти достижения и вынуждают бизнес-партнеров пересмотреть уже давно, казалось бы, закрепленные договоренности.

Новогодний исход рабочих обычно вынуждает заводы впопыхах нанимать новых работников, что зачастую создает проблемы в сфере контроля за качеством. Так, в прошлом году после новогодних праздников на фабрику Jordache Ltd по производству верхней и спортивной одежды вернулось еще меньшее количество рабочих, чем обычно. Клифф Лелонек, гендиректор Jordache Ltd, говорит, что после праздников команда контролеров обнаруживала много непрошитых швов и дырок в выпускаемой одежде. Огромное количество вещей пришлось перешивать или переделывать.

В итоге американские компании по пошиву одежды начали искать заводы в других странах. Китайцы заволновались. Правительство южной провинции Гуандун, где сосредоточено много заводов, в этом месяце известило местные компании, что они должны заняться наймом рабочих и создать все условия для послепраздничного возвращения людей на рабочие места. Было предложено, например, покупать рабочим обратный билет.

Слишком загодя

Джерри Формен, гендиректор Bridge Direct, утверждает, что на его фабрике после праздников не появляется от 15 до 30% работников: «И мы опаздываем с поставками». Сейчас компания поменяла тактику. В 2006 г. Bridge Direct обязалась поставить перед Пасхой 100 000 кукол Care Bears одной крупной розничной компании. Проблемы с невозвращением рабочих после праздников привели к сильным задержкам поставок. В конце концов компания была вынуждена отправить товар по воздуху, а не по морю, потратив $7 на перевозку каждой игрушки, которую потом продала за $8.

Теперь Формен размещает заказы на Пасху в августе, что спасает его от задержек вследствие новогодних проблем. Но у этого способа есть недостатки. Раньше компании-поставщики размещали заказы на Пасху в ноябре. И уже лучше понимали, что будет, а что не будет хорошо продаваться. Оформление заказов загодя означает, что поставщики должны оплачивать их задолго до того, как смогут продать продукцию розничным торговцам. А это создает проблемы с потоком наличности. «Теперь мы должны заключать сделки настолько заранее, что это становится на самом деле рискованным», – говорит Формен.

Американская компания – производитель игрушек LaserPeg Ventures работает с тремя разными фабриками в Китае. Ежегодно 25% рабочих не возвращаются на заводы после новогодних праздников, рассказывает Джон Каприола, гендиректор LaserPeg Ventures.

В прошлом году компания получила заказ на полтора месяца позже из-за проблем с нехваткой рабочей силы после китайского Нового года. Задержка стоила компании сотен тысяч потерянных долларов дохода. Общий объем продаж LaserPeg Ventures в прошлом году составил $17 млн, уточняет гендиректор. В этом году Каприола решил не рисковать. Он вдвое увеличил объем заказа до нового года. Хотел, чтобы игрушки плыли по морю и направлялись во Флориду еще до начала праздника. «Если этого не сделать, то не получишь от фабрик ничего раньше конца апреля или середины мая. И потеряешь часть сезона продаж», – сердится он.

Хотят жить как люди

Одни теряют сезон продаж, другие – время жизни. Например, Ян Чангшенг планировал отпраздновать Новый год, оставив работу на фабрике по изготовлению труб, где ему платили 2200 юаней в месяц ($352). Этот 29-летний уроженец центральной провинции Хубэй пять лет проработал на юге страны, в городе Шэньчжэнь. Он один из многих рабочих, кто использует перерыв на новогодние каникулы для ухода с работы в надежде найти более высокооплачиваемое рабочее место на фабриках по производству телевизоров, мобильных телефонов и других гаджетов. Чангшенг утверждает: главная причина его ухода – в зарплате. Он работал на фабрике Hua Han Technology, где ему не оплачивали еду и не предоставляли общежитие. «К концу месяца у меня в кармане почти ничего не оставалось», – говорит он.

Шен Хонглианг, менеджер Hua Han Technology, полагает, что его фабрика предоставляет достаточно конкурентоспособные зарплаты и нормальные условия труда. По словам Хонглианга, большинство рабочих вернулись после праздника на завод.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать