Как искусство граффити становится бизнесом

В юности Дэвид Спид пробирался через железнодорожные пути, чтобы рисовать граффити на стенах станций. И не мог предположить, что будет получать заказы от BMW, Google, Disney и даже полиции Лондона
Граффити становится искусством и союзником рекламного бизнеса/ graffitilife.co.uk

Компанию Graffiti Life Дэвид Спид создал три года назад. В этом году он ожидает, что ее доход составит 260 000 фунтов (около $400 000). И по этому поводу снял для компании офис: недалеко от улицы Брик-лейн, рядом с кафешками, магазинчиками и тату-салонами.

Посередине комнаты с абсолютно голыми стенами, если не считать подсвеченной фотографии Элвиса Пресли, Спид пытается распаковать вещи. А его сотрудник Адам Бразиер, бывший студент архитектурного университета, настаивает, что надо поскорее найти, где здесь готовят лучшую курицу и лучшие бургеры. Ближе к полудню подтягивается Иона Томас, менеджер по проектам компании, с черным тюрбаном на голове и в пиджаке золотого цвета. Несмотря на царящую здесь, казалось бы, несерьезность, Спид настойчиво позиционирует свой бизнес как самый настоящий, а не какое-то там причудливое увлечение.

В мире, где реклама охотится на потребителя, компании жаждут нестандартных решений. «С помощью граффити-рекламы сделать это очень просто, – объясняет успех Graffiti Life Эрик Вахл, художник граффити, выпустивший недавно книгу о бизнесе и творчестве «Искусство видения». – Людям хочется делиться такой рекламой, потому что они считают ее классной». Один из рисков, с которым приходится сталкиваться заказчику, связан с тем, насколько граффити-художники могут исполнить их задумку. Но Graffiti Life с легкостью развеивает сомнения. «Клиенты знают, что могут нам доверять, – уверяет Спид. – Они же не берут первого попавшегося на улице художника». Спид лично контролирует большую часть проектов.

В поисках стены

Спид пытается разрушить образ граффити-художника как человека из неблагополучной среды. Хотя сам Спид – усыновленный ребенок, его детство не было мрачным или несчастливым. «Я рос в полноценной семье. У людей есть некий стереотип, что все, кто рисует граффити, – хулиганы, которые разбивают окна чужих домов и совершают другие мелкие преступления», – негодует Спид. В 1970–1980-х гг., когда тэги (от английского tag, на сленге граффити-художников оно означает «рисовать баллончиком с краской свое имя на любой поверхности». – «Ведомости») только начали набирать популярность, их тут же приравняли к вандализму.

В 17 лет Спид сказал матери: «Мам, я собираюсь стать знаменитым художником», на что она ответила, что граффити в этом ему не помощник. Но теперь ей нравится, говорит Спид. Развивал свой талант художника Спид в основном на одной из стен Брайтона, где было официально разрешено рисовать. Эту площадку он выбрал специально, чтобы ему не приходилось бегать от полиции. В 2000 г. появилось еще несколько легальных площадок, но местные власти быстро их закрыли. В 2003–2005 гг. было сложно найти хотя бы одну площадку. Как раз в этот период Спид работал помощником школьного учителя в начальной школе. «Я был очень горд тем, что представлял собой пример настоящего мужчины для малышей. Это была не самая хорошая школа, и многие ее ученики не имели такого примера дома, в семье», – рассказывает он. Днем Спид преподавал, а ночью рисовал граффити.

Это было странное время, вспоминает он. Вместо того чтобы продолжать работать и превратиться из помощника в учителя, Спид решил пройти курс по изобразительному искусству в университете. Там он обучался у одного из самых строгих и жестких преподавателей, который впоследствии оказал очень сильное влияние на Спида. «Он сказал, что если я хочу быть художником, то при самом лучшем раскладе в будущем я буду разве что кофе подавать, едва зарабатывая на жизнь. Вообще, ты никогда не заработаешь достаточно денег на искусстве, говорил он мне. А я подумал, что смогу», – смущенно улыбается Спид.

Феномен Бэнкси

Удача сыграла не последнюю роль в истории Спида. В 2003 г. стал популярен Бэнкси, легендарный граффити-художник. После его работ взгляд на граффити у людей во всем мире изменился: их больше не приравнивали к вандализму. Теперь на граффити начали смотреть как на искусство. Как выглядит Бэнкси на самом деле, никто не знает. Считается, что он обычный парень из Бристоля, рисует граффити с помощью трафаретов, обычно его работы – это сатира на общество потребления или войну. Никто никогда не видел, как он работает, его картины всегда появляются неожиданно. «Вы можете его любить или ненавидеть, но его работы остроумные. Он – бренд», – считает Спид.

Работы Бэнкси теперь стоят сотни тысяч фунтов на аукционах. В 2007 г. одно из самых знаменитых его произведений «Космическая девочка и птица» было продано на аукционе Bonhams за 288 000 фунтов (около $437 850), цена превысила стартовую в 20 раз. У Бэнкси немало и звездных поклонников, среди них Бред Питт и Кристина Агилера.

Спид не разделяет мнение большинства в граффити-сообществе, которое считает, что Бэнкси продается. Большая часть критики – от зависти, уверен он: «Многие начинают заниматься граффити, чтобы стать известными. А кто сделал это лучше, чем Бэнкси? Никто». Более того, без Бэнкси и у самого Спида не получилось бы создать бизнес. «Он открыл для нас эту дверь», – радуется теперь уже бизнесмен.

Несмотря на то что работы Бэнкси продаются, по сути они всегда выступают против капитализма. Однажды Бэнкси написал: «Вы ничего не должны компаниям. Вы должны им даже меньше, чем ничего. Можете даже не уважать их. Это они вам должны. Они перестроили мир так, что теперь они в центре мира. Они никогда не спрашивали у вас разрешения. И вы даже не думайте о том, чтобы спросить их».

Для Спида сотрудничество с компаниями стало средством достижения цели: «Есть ребята, которые по будням сидят на работе, которую ненавидят, а в выходные рисуют граффити целыми днями. Я так делал. Но сотрудничество с крупными компаниями дает мне возможность делать то, что я люблю, каждый день. Вы можете считать, что я продался, но на деле я всего лишь пытаюсь построить успешный бизнес».