Почему начальникам достаются маленькие роли в корпоративном театре

Мода на корпоративные театры в последние годы захлестнула российские компании. Одни сплачивают таким образом коллектив, другие повышают лояльность. Но мало кто знает наперед, какие корпоративные тайны может раскрыть сцена и чем это обернется для компании
А. Таранин

Как-то раз в одном подмосковном пансионате армия англичан схлестнулась с армией французов. Перевес был на стороне Англии. И тут один из участников битвы залез на дерево и объявил, что... он так не играет. Битва остановилась, по рядам воинов пронесся ропот.

Это действо было театральной постановкой, организованной для одной московской компании Яниной Коноваловой и Дмитрием Лазаренко, руководителями и основателями тренинговой компании KIMtechnology, где программы командообразования проводятся в формате корпоративных спектаклей.

В тот раз недовольный актер-сотрудник решил на ходу изменить сценарий, потому что ему не хотелось, чтобы его команда проиграла. Коновалова и Лазаренко вспоминают, что актера было невозможно заставить спуститься с дерева. И началась импровизация: стороны объявили перемирие, устроили переговоры. Итогом стал поединок представителей команд. Победила все-таки Франция, а актер, сидевший на дереве, наконец слез. Возможно, сотрудникам компании пошла на пользу импровизация, позволившая спонтанно разрешить возникшую проблему, говорят представители KIMtechnology.

Стихийное движение

Корпоративные театры часто возникают в компаниях стихийно, без заранее оговоренных корпоративных целей, свидетельствуют эксперты. Крупные корпорации уже опробовали тысячи способов организации досуга сотрудников, им хочется чего-то нового, необычного и креативного, а театральные постановки как раз недавно снова вошли в моду, рассказывает Наталья Федрушкова, владелец и директор агентства Smartberry Event Solution.

Так, например, стихийно два с половиной года назад возник корпоративный театр в МТС. В компании изначально существовало волонтерское движение. Но однажды под Новый год директор департамента отдела подготовки тендерной и договорной документации блока управления закупками предложил сотрудникам разыграть кукольный спектакль «Морозко» в детском доме города Рузы. «Сначала это выглядело как мероприятие по командообразованию, но привлекла возможность сделать что-то для детей», - вспоминает Екатерина Кондрусик, ведущий специалист отдела, исполнившая роль Настеньки.

Юрист по профессии, Кондрусик раньше никогда не соприкасалась с театральной кухней. Заучивание текстов, постановка речи и движения давались нелегко. Тем более что работа шла с куклой, которая должна органично жить на сцене. Кондрусик рассказывает, что перед спектаклем репетиции обычно проходили 3-4 раза в неделю после окончания рабочего дня. Они затягивались до 10 вечера.

Успех первого спектакля превзошел все ожидания, вспоминает Елена Серегина, глава департамента КСО МТС. В компании был создан волонтерский «Мобильный театр сказок МТС», который ставит сказки об интернете и показывает их детям сотрудников и детдомовцам. Сценарии пишут сами сотрудники, рассказала Серегина.

Во втором спектакле «Дети в интернете» Кондрусик сыграла уже отрицательную роль интернет-вируса, и это оказалось еще интереснее. «Я перечитала множество сказок, все искала правильную интонацию для вредоносного, но очень характерного героя», - говорит она.

Успех неоднозначен

Компании легко впадают в эйфорию, когда зрители рукоплещут корпоративным актерам, рассказывают эксперты. Так, в «Инвитро» корпоративный театр появился в 2011 г. после корпоративного новогоднего спектакля для сотрудников и их детей. Потом в компании поставили спектакль по пьесе Островского и весьма сложный в исполнении мюзикл Mamma Mia. Зимнюю сказку посмотрели 600 человек, классическую пьесу - 1000 человек, а мюзикл - 900, хотя ожидалось не более 600 зрителей, рассказывает Виталина Левашова, заместитель гендиректора «Инвитро». Она говорит, что последняя постановка побила все рекорды по кастингам. Стать артистами захотели более 100 сотрудников. Успех всех окрылил.

Но театр имеет одно любопытное свойство - он делает тайное явным, а это не всегда тот результат, которого хочет компания, предупреждают эксперты. «Даже в роли преданного стране генерала потенциальный саботажник проявляет свое истинное лицо и может, к примеру, залезть на дерево, изменив ход спектакля», - говорит Янина Коновалова. Надо понимать, что он может потом вести себя так же и на работе, провоцируя мини-революции и подвергая компанию стрессу, добавляет она.

А Дмитрий Лазаренко предупреждает: сцена нередко вскрывает замороженные конфликты, которые давно существовали в коллективе, но внешне себя не проявляли. Театр - это, с одной стороны, способ такой конфликт разрешить. С другой стороны, не каждый руководитель бывает к этому готов.

Проблем не избежать и на репетициях. Причем чаще негативные эмоции проявляют подчиненные, а не начальники, рассказывает Федрушкова. «Если руководитель - интересная и значимая личность, он готов играть любую роль, будь она эпизодической или отрицательной. Простые сотрудники больше заботятся о выборе роли и своем имидже», - говорит она. Ее наблюдения показали, что проще раскрываются на сцене такие замкнутые, но по сути креативные люди, как компьютерщики. Зато юристам и финансистам актерство дается сложнее. «Они часто бывают очень структурированными личностями», - говорит эксперт.

Подсчитать нельзя

Трудно назвать даже приблизительную цифру затрат на постановку корпоративного спектакля, так как она зависит от огромного количества факторов. Но в среднем компания платит по крайней мере 5000 руб. за человека в день, объясняет Федрушкова. Вернет ли компания эти инвестиции, просчитать почти невозможно.

КПД корпоративного театра неисчислим, но польза от совместной игры в театре, несомненно, есть, утверждает Марина Панченко, директор по связям с общественностью SAP AG в СНГ, где некоторое время существовал собственный корпоративный театр. «Программный бизнес сам по себе творческий. В нем работают креативные люди, которые генерят идеи не только на работе, но и за ее пределами. Мы даем им способ выразиться», - поясняет она.

МТС и «Инвитро» говорят о том, что театр сплачивает команду, повышает уровень лояльности и мотивирует сотрудников на достижение целей. «Наши актеры - волонтеры из разных департаментов, раньше они не были знакомы между собой. А теперь подружились и используют неформальные связи для оптимизации бизнес-процессов», - говорит Серегина из МТС.

Правду знают актеры

Истинную правду о корпоративном театре, возможно, знают только сами его актеры. Кондрусик говорит, что театр научил ее гибко вести переговоры на работе и лучше чувствовать собеседников. Недавно ее повысили в должности, и она связывает это с навыками, полученными на сцене. Ее коллега Сергей Молодцов, который играет в детском спектакле роль осьминога, уверяет: благодаря театру он стал более изобретателен в рабочем процессе. Но в остальном он четко разделяет работу и театр. «На сцене я пытаюсь абстрагироваться от рабочих отношений, иначе не могу играть», - говорит он. А Александр Багай, координатор корпоративного автопарка SAP, считает, что полученные навыки вообще не пригодились ему в работе. Зато театр открыл ему новые грани взаимодействия с людьми.