Все больше американцев зарабатывает с помощью Uber или Airbnb

Но онлайн-сервисы внештатной занятости полезны не для всех категорий работников
Все больше американцев зарабатывают с помощью таких сервисов, как Uber и Airbnb/ Eduardo Munoz/ Reuters

Около 1% взрослых американцев в сентябре 2015 г. имели подработку с помощью того или иного сайта, реализующего модель так называемой экономики совместной работы (gig economy, или sharing economy). Они предлагали услуги таксистов или мастеров или же предоставляли имущество в общее пользование с помощью онлайн-сервисов. В октябре 2012 г. такими платформами пользовалась только 0,1% американцев.

Получается, в экономике совместной работы участвует 2,5 млн жителей страны. Это примерно столько же, сколько в США насчитывается учителей и прочего персонала государственных школ. Правда, онлайн-деятельность является лишь дополнительным доходом и не заменяет основную работу.

В среднем участники экономики совместной работы зарабатывали в месяц благодаря ей по $533 – треть доходов. С лета 2014 г. доля американцев, получающих половину и более доходов с помощью традиционных сайтов вроде Lyft или eBay, упала, зато выросло количество людей, пользующихся новыми онлайн-платформами разовой занятости.

Исследование JPMorgan дает редкий шанс понять, что происходит в мало исследованной части рынка труда. Государство не ведет пока статистику по экономике совместной работы.

В мировом масштабе

По прогнозу Глобального института McKinsey, в ближайшие 10 лет почти 200 млн экономически неактивного или частично занятого населения получат дополнительный заработок с помощью интернет-платформ.

В своем исследовании компания JPMorgan использовала анонимную информацию о 28 млн пользователей, чтобы понять, сколько из них зарабатывают, пользуясь минимум одной из 30 онлайн-платформ. Выяснилось, что за три года 4,2% пользователей хотя бы раз не отказались подзаработать с помощью онлайн-платформ внештатной занятости. Но популярнее всего оказался отнюдь не сервис Uber, лицо современной экономики совместной работы. Свои услуги предлагали только 40% людей, хотя их число постоянно увеличивается. А 60% предпочитают, чтобы вместо них работал капитал, сдавая недвижимость или торгуя через онлайн-платформы.

Например, Аб Эмам с прошлого лета сдает загородный домик своей семьи на Голубом хребте (штат Вирджиния) с помощью Airbnb. С тех пор домик снимали 30 раз. Денег это приносит не слишком много, зато позволило перестелить деревянные полы и регулярно оплачивать уборку, так что к приезду семьи домик выглядит отлично, рассказывает Эмам.

Исследование показало, что только 19% тех, кто активно вкладывает капитал или сдает жилье, зарабатывает значимую часть дохода с помощью онлайн-платформ. Среди тех, кто предлагает свои услуги, эта доля превышает 33%. Но она уменьшается – в середине 2014 г. таких пользователей было более 40%.

Исследование показало, что заработок, полученный с помощью новых технологий, оказывается довольно скромен. Онлайн-платформы увеличили доходы арендодателей и продавцов процентов на семь. А трудяги вроде водителей Uber лишь сохранили доходы на прежнем уровне. Полезнее всего новая модель занятости для людей с нерегулярными доходами. Например, 70% людей в возрасте от 18 до 24 лет и 74% людей, входящих в 20% населения с самыми низкими доходами, воспользовавшись онлайн-платформами внештатной занятости, увеличили средний ежемесячный доход на треть и более.

Перевел Антон Осипов