Как развивается модель Uber

Наступит момент, когда компания перестанет тратить деньги инвесторов и начнет зарабатывать

Уже три крупных российских бизнесмена инвестировали в компанию Uber – разработчика и владельца сервиса онлайн-вызова такси. Это владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов (размер инвестиций не известен), холдинг USM Алишера Усманова (возможно, несколько десятков миллионов долларов) и LetterOne Михаила Фридмана со товарищи ($200 млн). Об инвестициях LetterOne стало известно на прошлой неделе. Uber старается не обсуждать своих инвесторов, и не исключено, что среди ее совладельцев могут найтись и другие известные российские фамилии. Например, основатель инвестиционного фонда DST Global Юрий Мильнер – если у него не обнаружится акций Uber, это можно будет считать нарушением законов природы.

Скрытность по дороге к публичности нередка, и Uber предстоит балансировать между необходимостью подробно объяснять инвесторам, на что конкретно она тратит привлеченные миллиарды, чтобы в будущем превратить один доллар в десять, и аккуратно обходить темы, связанные с ее сегодняшним финансовым положением. Собеседники «Ведомостей», интересовавшиеся бизнес-моделью Uber, рассказывают, что пока компания убыточна: она много тратит на выплату субсидий водителям и на маркетинг – чтобы привлекать новых клиентов, которые должны остаться с компанией на века.

Может быть, пока достаточно и того, чтобы Uber просто умела убедительно рассказывать будущим инвесторам, что понимает разницу между расходами и расточительством? Тогда когда-нибудь она сможет предложить им участие в IPO, доходность, а заодно – место в истории. Xerox и Google вошли в словари как обозначения любого копирования бумажных документов и поиска в интернете, у Uber есть шанс закрепиться в качестве наименования услуги вызова такси одним нажатием кнопки, рассуждает один из инвесторов.

Идея такого сервиса довольно естественна, наверняка она приходила в голову многим, просто Uber быстрее прочих удалось ее оседлать. Прошло несколько лет – и вот архаичные таксопарки уже проигрывают в больших городах Uber и ее быстро подоспевшим конкурентам. Теперь все они делят друг с другом самые видные места на экранах смартфонов. Инвестор одного из конкурентов Uber рассказывал, что из-за геолокации и проникновения смартфонов рынок онлайн-такси быстро растет и сейчас этим сервисам гораздо важнее нарастить свою долю, чем быть прибыльными. Ведь, привыкнув к сервису, клиент становится его постоянным пользователем. А закрепившись на рынке, уже можно будет поговорить и об окупаемости.

Клиенты пока довольны: сервис Uber удобен, быстр и недорог. Некоторые даже приводят сам факт его существования как аргумент, почему жителям мегаполисов стоит избавляться от собственного авто. Но Uber не благотворительная организация, должен наступить момент, когда она перестанет тратить деньги инвесторов и начнет зарабатывать. И возможно, когда Uber всерьез обеспокоится своими финансовыми показателями, клиенты вернутся в автосалоны. Например, уже за умными беспилотными автомобилями. Кстати, кто там инвестировал в беспилотники?