Менеджмент
Бесплатный
Елена Горелова
Статья опубликована в № 4381 от 09.08.2017 под заголовком: Трудовой турист

Как нанять энтузиастов, готовых работать за еду и жилье

Некоторые российские предприятия используют труд работников-туристов

Крупнейшее винодельческое предприятие Крыма «Массандра» недавно объявило о том, что приглашает около 1000 сезонных рабочих для сбора и переработки винограда. Желающих виноделы привлекают необычным для российских работодателей способом – рекламируя сбор винограда как увлекательное занятие на свежем воздухе на берегу Черного моря для тех, кто хочет на некоторое время сменить сферу деятельности. Уборка винограда – не только труд, но и интересный опыт для любознательных туристов, говорит генеральный директор компании Янина Павленко. Идея приглашать рабочих-туристов в компании появилась в прошлом году, рассказала Павленко «Ведомостям». Все началось с того, что на сезонные работы в Массандру приехали несколько молодых сомелье из Москвы и Петербурга, чтобы изучить процесс виноделия с самых основ. Ребята работали с большим энтузиазмом за зарплату обычного сезонного рабочего – 15 000 руб. в месяц. «И у нас появилась идея: с 2017 г. приглашать трудовых туристов – всех желающих, от винных критиков и студентов до утомленных офисной работой менеджеров, кому интересно виноделие», – уточняет Павленко.

Работников-туристов ждут во всех восьми филиалах «Массандры» – в Ливадии, Гурзуфе, Тавриде, Алуште, Судаке и др. На сайте компании сезонный труд рекламирует сама гендиректор: «Наши виноградники тянутся на 180 км, это настоящие виноградные моря, окруженные грядой Крымских гор, невероятно красивые ландшафты». Компания предоставляет рабочим комнату в общежитии, горячий обед или компенсацию на питание. «Массандра» зовет всех желающих потрудиться и на винодельне: в конце августа-начале сентября одновременно со сбором винограда начнется его переработка.

Российские работодатели перенимают модель привлечения временного персонала у итальянских фермеров, которые нанимают его за еду, жилье и возможность съездить раз в неделю во Флоренцию, говорит Юлия Лысенко, генеральный директор компании FreeWork (входит в ГК «Анкор»). Но опыт виноделов мог бы пригодиться и другим компаниям, чтобы привлечь заинтересованных работников и сэкономить на оплате труда, уточняет она. Летом горячий сезон у многих работодателей, нанимающих временный персонал: производителей пива и прохладительных напитков, мороженого, у агрофирм, рыболовецких хозяйств, заготовителей ягод, в строительстве, у транспортных и логистических компаний.

Благородные занятия

Подработки, особенно в летние месяцы, в России очень распространены, отмечает Лысенко. У каждого четвертого россиянина (23%) есть дополнительный заработок, обнаружили исследователи аналитического центра «Альфастрахование». Они опросили сотрудников 95 компаний с оборотом от 100 млн руб. По данным другого исследования – портала «Mail.ru для бизнеса», на стороне россияне зарабатывают немного: 62% сказали, что меньше 25 000 руб. в месяц. Чаще всего подрабатывают переводчики (7,1%), дизайнеры (6,9%), копирайтеры (6,4%), строители (6,2%). Дополнительный доход есть и у юристов, ивент-менеджеров, инженеров.

Подработки условно можно разделить на три вида, рассуждает Владимир Телятников, руководитель практики аутсорсинга и подбора специалистов Antal Staffing Solutions. Первый вид подработок на самом деле злоупотребления, когда сотрудник работает на стороннего заказчика, используя ресурсы компании: рабочее время, базы данных, технику, говорит Телятников. 11% из тех, у кого есть дополнительный заработок, признались, что занимаются тем же, что и на основной работе, причем в рабочее время. Второй вид – подработки-хобби, когда сотрудники зарабатывают на своем увлечении, обычно это небольшие деньги. Среди самых необычных хобби, названных участниками опроса «Альфастрахования», – выпечка тортов, вязание на заказ и даже изготовление чучел животных.

Совмещать по закону

Работать по совместительству не запрещено никому, кроме гендиректоров компаний – ст. 276 Трудового кодекса обязует руководителей согласовывать такие проекты с работодателем, отмечает Александр Коркин, руководитель практики трудового и миграционного права «Пепеляев групп». Если компания хочет ограничить подработки, ей стоит описать во внутренних документах запрет на использование ее ресурсов (рабочего времени, техники, баз данных) для выполнения сторонних заказов, замечает он. Однако и в этом случае доказать факт работы на сторону бывает непросто, уверяет юрист.

Третий вид подработок сродни волонтерству – когда люди, например, нанимаются на спортивные чемпионаты мирового значения. Сотрудники специально берут отпуска на 2–3 месяца или даже увольняются, чтобы поработать водителями, охранниками, сопровождающими зрителей и команд во время чемпионата. Ради интересного проекта люди берут отпуск за свой счет, договариваясь с работодателем, говорят эксперты.

Сэкономить

В пиковые дни сбора садовой земляники на полях подмосковного Совхоза им. Ленина трудится 3000 поденщиков, рассказывает директор совхоза Павел Грудинин. Собирать ягоды помогают обычные граждане, для которых совхоз организует бесплатные автобусы от метро. Расплачиваются со сборщиками той же ягодой – 10% от собранных килограммов они могут забрать домой. Приезжают целые семьи, компании, студенты – работу можно совместить с отдыхом на природе плюс досыта наесться деликатесом. С каждым годом желающих собирать клубнику все больше, признает Грудинин. Бывают дни, когда людей приходило в 2 раза больше, чем нужно, до 6000 человек. В этом году работники-туристы собрали около 70% урожая клубники, составившего 850 т (год был неурожайный). Директор совхоза признает, что труд сборщиков-добровольцев хозяйству выгоден. Например, в 2016 г. прибыль от продажи клубники составила 50 млн руб. до уплаты налогов при выручке в 270 млн руб. Кроме того, найти столько штатных сборщиков нереально.

На некоторых позициях зарплатные ожидания работников-энтузиастов на 20% меньше, чем у постоянных работников, убеждена Лысенко. Например, нанимать персонал для рекламных кампаний (распространителей листовок, например) можно дешевле, если придумать интересную акцию, а не просто поставить человека с рекламными листовками на углу. Лысенко приводит в пример компанию – производителя спортивной одежды, которая приглашала молодых людей на скейтбордах для раздачи листовок, на такой призыв с удовольствием откликнулись скейтбордисты, хотя оплата была скромная.

Малая прибавка

44% участников опроса «Альфастрахования» признались, что подработка приносит им меньше 10% от основной зарплаты. Только каждый третий получает от 11 до 30% от основного заработка и лишь 19% – более 31%

В 80% случаев временным сотрудникам платят меньше, чем штатным, и рисков, связанных с неправильным оформлением трудовых отношений, почти нет, отмечает Телятников. К примеру, фабрика мороженого нанимает дополнительный персонал только на теплые месяцы года. Неквалифицированных рабочих приглашают на линию фасовки и оформляют через аутсорсинговую фирму: ответственности меньше, расходов меньше, все риски трудовых споров лежат на аутсорсере, говорит рекрутер.

Расплата за энтузиастов

С сотрудниками-туристами у работодателя гораздо больше организационных проблем, нежели с профессионалами. Производительность штатных сборщиков клубники вдвое выше, нежели у любителей. Профессионалы собирают до 100 кг за день, в то время как поденщики – не больше 50 кг, объясняет Грудинин. Приезжающие на сбор клубники, например, не знают, как отличить плохую ягоду от хорошей, что такое плодоножка, говорит Грудинин. Каждый день приезжают новые люди, и им надо все объяснять с нуля. Поэтому для группы из 40 сборщиков назначают двух управляющих из штатных сотрудников: они проводят ликбез, проверяют, нет ли в сданных ящиках зеленой клубники, полностью ли собраны ящики, ведут учет. Такого контроля за постоянными сотрудниками не требуется. Порой приходится просто разгонять недобросовестных людей: они приезжают на сбор ягод компаниями, накрывают поляну, пьют, едят ягоды с грядок и не работают, говорит Грудинин.

Наем сезонного персонала даже для строительства кирпичного завода можно превратить в эффективную маркетинговую акцию, считает Лысенко. Однако стоит оценить, насколько цена кампании будет соизмерима с эффектом: например, можно вместо обычных рабочих привлечь на стройку кирпичного завода студентов, у которых интереса хватит только на месяц, а потом они разбегутся.

Работа на винодельне – это утомительный физический труд, резиновые сапоги и емкости для вина, которые надо мыть. И это должны помнить работники-туристы, которые соберутся за впечатлениями на виноградники Крыма, говорит представитель «Массандры».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать