Почему вредно много работать

Слишком длинный рабочий день и чрезмерная интенсивность труда контрпродуктивны и снижают качество работы
Эффективность вашей работы не зависит от количества проведенного на работе времени/ Варвара Гранкова

Каждый год с мая по сентябрь все 54 сотрудника чикагской компании, разработчика web-приложений Basecamp, трудятся четыре дня в неделю – всего 32 ч. В другие месяцы года у них обычная пятидневная неделя.

«Этого времени хватает, чтобы справиться со всеми делами на отлично. Больше нам ничего не надо от сотрудников, – говорит Джейсон Фрид, соучредитель фирмы. – Работать по 50, 60, 70 или более часов в неделю нет необходимости. На самом деле, если у вас трудовая неделя продолжается 50, 60 или 70 с лишним часов, это управленческая проблема».

Летний объем работ компании должен соответствовать сокращенным часам, утверждает Фрид, в противном случае преимуществ сокращенной недели, таких как полное восстановление сил после работы, больше времени на семью и хобби, сотрудники не почувствуют. Его философия перекликается с новым исследованием, которое обнаружило, что длинная неделя – не просто дополнительные рабочие часы, безвредные для физического и психического здоровья сотрудников. Она означает также повышенную интенсивность работы – сжатые сроки и напряженный темп. Исследование показало, что чересчур интенсивная работа вредит карьере – потому что слишком длительное рабочее время и чрезмерная интенсивность труда контрпродуктивны и снижают качество работы.

Авторы исследования Аргиро Августаки, доцент кафедры менеджмента в ESCP Europe, и Ханс Франкорт, старший преподаватель стратегии в Cass Business School, проанализировали данные о 51 895 сотрудниках, выбранных случайным образом из 36 европейских стран. Они изучали интегральное влияние трудовых усилий на самочувствие и карьеру сотрудников. Выводы: высокая интенсивность работы (определяемая как уровень усилий, прилагаемых для выполнения заданий в единицу рабочего времени) чаще приводит к неблагоприятным результатам, чем сверхурочная работа.

Исследователи сравнивали людей с одинаковыми должностями и образованием. Они обнаружили, что самочувствие и настроение, а также карьера (удовлетворенность работой, стабильность и продвижение) хуже у тех, кто работал с высокой интенсивностью в течение длительного времени.

По словам Франкорта, исследование показало, что карьерные преимущества, которых люди ждут от чрезмерной работы (т. е. более продолжительной или тяжелой, чем типично для данной профессии и должности), никогда не реализуются. Поэтому неправильно мириться с дискомфортом в надежде на карьерный рост в будущем, добавляет он. Работодатели и правительство должны пытаться снизить интенсивность работы, а не контролировать переработки, советуют авторы.

Связь между рабочей нагрузкой и продолжительностью рабочего времени очевидна, говорится в исследовании. Поэтому сотрудники должны сами выбирать порядок, способы и темпы работы, а также определять количество рабочих часов и перерывы, говорят авторы исследования.

Правительства признали опасность слишком длинной рабочей недели, а некоторые страны, в частности Франция, предоставили сотрудникам «право отключаться» в конце рабочего дня. Некоторые работодатели, в том числе Volkswagen, учитывают недостатки длинной рабочей недели в кадровой политике. Некоторые крупные банки, включая Goldman Sachs и Bank of America Merrill Lynch, пытаются сократить рабочие часы.

Альмут Макдаул, доцент по организационной психологии в Университете Сити (Лондон), согласна с тем, что политики и работодатели слишком сильно сосредотачиваются на том, как устранить недостатки культуры, основанной на длительной рабочей неделе. Она указывает, что интенсивность работы трудно измерить. На практике сотрудников просят взять на себя дополнительные задачи, которые нигде не описаны или до конца не ясны, говорит эксперт.

Предыдущие исследования показали, что длительное рабочее время ухудшает производительность, сотрудники чаще ошибаются, испытывают тревогу и выгорают. Александра Майкл из Университета Пенсильвании изучала сотрудников банков в течение девяти лет. Она обнаружила, что на третий год работы с перегрузками у переутомленных банкиров появлялись невротические привычки (например, грызть ногти или крутить пряди волос), а также бессонница.

Всеобщая приверженность культуре переработок объясняется глубоко укоренившейся верой, что длительный труд – залог высоких результатов. Эрин Рейд, адъюнкт-профессор в DeGroote School of Business, и Лакшми Рамараян, доцент Гарвардской школы бизнеса, написали в статье в журнале Harvard Business Review, что одна авиакомпания присудила специальную награду сотруднику, совершившему наибольшее число рейсов за год. Для многих нанимателей рабочее время важнее продукта, это побуждает сотрудников скрывать, сколько времени они в действительности потратили на работу, и компании легко попадают в эту ловушку – особенно если речь идет о квалифицированных сотрудниках, чья работа основана на знаниях и потому с трудом поддается оценке, пишут эксперты.

Но не все убеждены, что снижение нагрузки или сокращение часов – правильный подход. Марк Эфрон, автор книги «Восемь шагов к высокой производительности», считает, что квалифицированные и эффективные сотрудники должны жертвовать семьей и досугом ради интенсивной работы.

«Я часто слышу высказывания, что никто не должен работать столько часов и что у людей должно быть время на семью. Но тот, кто так думает, просто не хочет или не способен работать интенсивно, потому и призывает других сбавить обороты», – говорит Эфрон.

ПЕРЕВЕЛА ЮЛИАНА ПЕТРОВА