Статья опубликована в № 4783 от 28.03.2019 под заголовком: Как высказывать мнение

Как добиться, чтобы к вашему мнению прислушались коллеги и начальство

Высказывать мнение, которое расходится с точкой зрения большинства, – нелегкая задача

Вы замечаете, что к кому-то несправедливо относятся. Слышите оскорбительные фразы. Не соглашаетесь с мнением большинства. Хотите предложить новую идею на важном совещании. Нам кажется, что, когда возникнет такая ситуация, мы обязательно выскажемся и вмешаемся. Но на самом деле нам по целому ряду причин бывает очень трудно высказаться, когда этого требуют обстоятельства. Исследования показывают, что большинство людей бездействуют, а затем ищут оправдание собственному бездействию. Но ведь долг хорошего работника, отзывчивого коллеги или вдумчивого лидера – смело высказывать свое мнение. Как же это сделать?

1. Признайте, что это психологически тяжелая задача

Исследования показывают, что люди, которые выполняют непростые и важные задачи, чаще доводят дело до конца, если осознают их сложность. Чтобы научиться высказывать свое мнение, важно понять разницу между верой в свои силы и наивной уверенностью в том, что дело пустяковое.

Простой пример: профессор психологии в Нью-Йоркском университете Габриэль Эттинген изучала поведение женщин, которые следовали программе снижения веса. Она выяснила, что женщины, которые верили в свой успех, потеряли на 11,8 кг больше, чем те, кто сомневался в своих силах. Однако женщины, убежденные в том, что справятся без особого труда, потеряли на 10,9 кг меньше тех, кто смотрел на задачу реалистично.

Когда нужно высказать свое мнение, важно понимать, что это может быть непросто.

2. Постарайтесь снизить негативные последствия

Социальная мотивация зависит от пяти факторов: статуса, уверенности, степени независимости, чувства принадлежности и справедливости. Значимость каждого элемента может меняться в зависимости от личных особенностей и культурных различий, но так или иначе всем нужны уважение в коллективе, уверенность в собственном жизненном опыте, свобода выбора, социальные связи и взаимность. Эти элементы социальной мотивации – своеобразная валюта межличностных коммуникаций, система наград и рисков, с которыми мы сталкиваемся, взаимодействуя с другими людьми.

Когда вы обращаетесь к другому человеку, вы нажимаете на одну из этих пяти кнопок. Чаще всего это кнопка статуса, особенно если вы общаетесь не с коллегой, а с начальником. Поэтому, высказывая свое мнение, объясните, что не стремитесь никого разоблачить и не подозреваете злого умысла. Покажите, что вы реагируете на поступок, а не оцениваете возможные намерения. Например, скажите: «Возможно, вы не имели в виду ничего обидного, но вот какие чувства во мне вызвала эта шутка». Вы также можете сыграть на чувстве принадлежности, сказав: «Я на вашей стороне и говорю об этом только потому, что мне не все равно». Если же перед вами человек, для которого важна уверенность, четко обозначьте свои цели в самом начале разговора (что вы никоим образом не ставите под сомнение его авторитет). Чем лучше вы знаете собеседника, тем правильнее сможете подобрать подход.

3. Составьте план

Неопределенность оборачивается бездействием. Если вас застали врасплох и вы не знаете, что делать, вы вряд ли что-либо предпримете. Между «Я не знаю, что делать» и «Я к этому готов» огромная разница.

Поэтому вам необходим план. Люди, склонные планировать, в 4 раза чаще достигают поставленных целей. Вы не сможете спрогнозировать все возможные ситуации, но составление плана значительно повысит вероятность того, что вы не побоитесь высказаться, когда это будет необходимо.

Для начала определитесь с типами ситуаций, в которых у вас может возникнуть необходимость высказаться. Например, вы видите, что ваш руководитель собирается принять решение, основываясь на неполной информации; вы знаете, как улучшить существующий сервис; вы замечаете, что ваш коллега постоянно перебивает менее опытных участников команды. Затем определитесь, как вы себя поведете в каждом случае. Поговорите ли вы с человеком напрямую или выберете другой путь? С чего вы начнете разговор? Эти шаги и сформируют ваш план действий: если я увижу X, я сделаю Y.

Такой план поможет вам уважительно и убедительно высказывать свое мнение.

Об авторах: Халил Смит – руководитель направления «Многообразие и инклюзивность» в NeuroLeadership Institute, больше 20 лет руководил командами в крупных международных компаниях, в том числе Apple; Хайди Грант – социальный психолог, заместитель директора Центра по изучению мотивации Колумбийского университета; Дэвид Рок – сооснователь NeuroLeadership Institute, консультант и автор книги «Мозг. Инструкция по применению».

Оригинал статьи

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more