Илон Маск снова судится с сотрудниками

Его жесткий стиль управления у одних вызывает ужас, у других – восхищение
Gonzalo Fuentes / Reuters

Несколько дней назад американская пресса начала активно обсуждать, как суд Калифорнии отклонил требование компании Илона Маска X Corp. отказаться от рассмотрения очередного иска, поданного одним из уволенных сотрудников Тwitter. Известный предприниматель купил мессенджер в октябре прошлого года и сразу пообещал сократить его персонал в 4 раза. Уже в ноябре 2022 г. было уволено около половины из 7500 сотрудников, и сейчас численность персонала мессенджера составляет 2000 человек.

Не всем уволенным сотрудникам понравилось, как с ними расстались, и многие пошли в суд. Иск, который калифорнийский суд сейчас собирается рассматривать, подал бывший сотрудник Twitter Джон Земан. Он заявляет, что X Corp. уволила 60% работников в возрасте 50 лет и старше и почти 75% тех, кто был старше 60 лет. А среди тех, кому меньше пятидесяти, работы лишилось только 54%. Таким образом, речь идет о дискриминации по возрасту при увольнении.

Иски о дискриминации, невыплатах и несправедливых увольнениях сотрудники компаний Маска подают уже без малого два года. В декабре 2022 г. газета The Washington Post назвала предпринимателя «главным маршалом маниакального менеджмента» образца 2022 г. Другие СМИ тоже неоднократно писали о необычайно жестком стиле руководства Маска, а специалисты в сфере менеджмента продолжают спорить о целесообразности подобного управления персоналом в компаниях Маска.

Модные теории

Спорный стиль управления Маска уже стал притчей во языцех. У известного предпринимателя много противников, но не меньше и почитателей. Например, американский писатель Джон Ганц, который восхищается Маском и одобряет его стиль управления, недавно ввел в обиход термин «боссизм». Под этим термином писатель подразумевает веру в то, что люди, которые создали важные для прогресса человечества технологические компании и управляют ими, отдали слишком много власти своим сотрудникам и теперь должны вернуть ее обратно. Ганц полагает, что «ленивые и слишком много о себе мнящие маленькие люди» получили в последние годы слишком много льгот и свободы, включая гибкие графики и удаленку, и с этим пора покончить, чтобы технический прогресс не останавливался.

The Guardian, анализируя управленческий стиль Маска, пишет, что для него, как и для многих технологических предпринимателей, чрезвычайно важен продукт, который он создает. И люди, соглашающиеся работать в его компаниях, тем самым соглашаются делать все для того, чтобы этот продукт разработать. Если даже ради этого им иногда приходится ночевать прямо на полу в помещениях компании.

The New York Times констатирует, что, несмотря на потерю многих тысяч сотрудников, Twitter не рухнул, как это ему предсказывали. Более того, жесткий стиль управления был необходим для сокращения расходов компании. Газета отмечает, что многие предприниматели в Кремниевой долине и венчурные капиталисты поддерживают действия Маска. Например, глава инвестфирмы Bloomberg Beta Рой Бахат заявил, что происходящее в Twitter можно назвать «естественным экспериментом». Такой эксперимент вызывает разногласия, но показывает, как эффективно управлять бизнесом. Это новая концепция и новое видение.

Не место иностранцам и чернокожим

На деле новое видение в духе теории боссизма оборачивается для компаний Маска множеством проблем. Еще в 2021 г. американский минюст начал расследование «темных делишек», происходящих в принадлежащей предпринимателю SpaceX. Компанию обвинили в том, что ее кадровики отговаривали беженцев или лиц, ищущих убежище в США, подавать заявления о приеме на работу. А если те не прислушивались, их отказывались нанимать. 23 августа этого года минюст наконец подал иск в суд, утверждая, что с сентября 2018 г. по май 2022 г. ни один такой соискатель не получил работы.

В 13-страничной жалобе не упоминается имя Маска, но сказано, что гендиректор компании (Маск как раз занимает этот пост) в 2020 г. писал в Twitter: «Законодательство США требует как минимум грин-карты для работы, поскольку ракеты считаются передовой оружейной технологией». Надо отметить, что отказ получали не только инженеры, но и соискатели вакансий сварщика, повара и даже посудомойщика. Сейчас, если SpaceX проиграет суд, ей грозят многомиллионные штрафы и иски от тех, кому отказали в работе.

Среди пострадавших от Маска оказались и чернокожие. В 2021 г. 53-летний чернокожий лифтер Оуэн Диас из компании Tesla подал иск о дискриминации и уверял суд, что сотрудники Tesla используют расистские оскорбления, рисуют свастику и оставляют оскорбительные надписи на стенах туалета. Жюри присяжных присудило ему компенсацию в $137 млн. Из них $7 млн составляла компенсация за моральный ущерб, а остальное – штрафные санкции. Судья уменьшил сумму до $15 млн, но и этих денег Диас не получил. Компенсация показалась ему слишком маленькой, и он попросил провести новое судебное разбирательство и заново определить сумму ущерба. В апреле 2023 г. оно закончилось – суд снизил выплату Диасу до $3,2 млн.

В июне этого года о намерении подать групповой иск против Tesla заявили еще 240 чернокожих рабочих компании. Многие из них годами жаловались властям Калифорнии на оскорбления на работе по цвету кожи (один из сотрудников уверял, что в день слышал их по 50, а то и по 100 раз) и на то, что чернокожим поручают более тяжелую физическую работу, чем белым, строже их наказывают и не пускают на руководящие должности.

Дешевое расставание

Не менее резонансным стал и уже упоминавшийся скандал вокруг увольнения сотрудников Twitter. По подсчетам Reuters, в судах сейчас находится около дюжины дел от бывших сотрудников мессенджера. Но эта цифра может резко вырасти. Американский телеканал CNBC сообщил, что уволенные подали 2200 исков к X Corp. в коммерческую службу судебного арбитража и посредничества JAMS (Judicial Arbitration and Mediation Services). Эта служба, с одной стороны, менее публична и тем самым оберегает репутацию работодателей, с другой – больше уравнивает шансы обычных людей в битве с богатой компанией, так как здесь меньше трат на адвокатов и в случае проигрыша не надо платить им астрономические гонорары. Почти все счета за работу арбитров оплачивает компания.

Большинство сотрудников Twitter собираются судиться с Маском из-за размера выходного пособия, поскольку он предложил им отступные в виде лишь одной месячной зарплаты, пишет Bloomberg, ссылаясь на интервью с несколькими истцами. Сами они уверяют, что Twitter (еще до покупки Маском) обещал им как минимум две зарплаты, бонус, привязанный к стоимости акций, и оплату медстраховки. Forbes считает, что каждому бывшему сотруднику Маск должен был выплатить десятки, а то и сотни тысяч долларов. Если умножить это на количество уволенных, сумма получается весьма внушительная.

Интересно, что Маск сам поначалу отправил сотрудников в JAMS, ссылаясь на условия их трудовых договоров, а потом сам туда не явился, замечает журнал Fortune. Возможно, дело в деньгах. Чтобы JAMS рассмотрела иск, ей нужно заплатить пошлину в $2000. Из них на долю сотрудника приходится лишь $400, а в некоторых случаях работник может и вовсе не платить свою часть пошлины. Оставшуюся сумму вносит компания, она же покрывает все дополнительные расходы, например гонорары арбитрам, если дело оказывается слишком сложным и требует дополнительного времени. Нетрудно подсчитать, что только за рассмотрение 2200 дел X Corp. должна будет выплатить JAMS минимум $3,5 млн.

Пока Маск тянет время, одни бывшие сотрудники Twitter подали иск в суд, чтобы обязать X Corp. участвовать в арбитраже, а другие добиваются решения суда, которое освободит их от обязательства разрешать споры именно в JAMS. В таком случае они смогут подать групповой иск в суд о невыплате им выходного пособия в полном объеме, и шансы на победу у них есть. В федеральном законе об арбитраже прописано, что, если ответчик затягивает время, он фактически отказывается от рассмотрения дела в арбитраже.

Тактика сильной руки

События вокруг компаний Маска заставляют многих задуматься о правильности таких управленческих стратегий. Например, профессор организационного поведения из Bayes Business School at City при Лондонском университете Андре Спайсер в своей статье в The Guardian приводит результаты опросов, которые показали, что руководители технологических компаний в своем авторитаризме мало отличаются от руководителей в других отраслях и поэтому в их подходах нет ничего уникального.

По данным исследования бизнес-школы, около 13% менеджеров в Европе можно отнести к категории «плохих боссов». Это люди, которые не обеспечивают обратную связь, проявляют неуважение, не хвалят и не признают заслуги, не дают сотрудникам спокойно работать и развиваться, мешают командам быть эффективными и не поддерживают своих работников. Спайсер замечает, что многие жестокие боссы и в самом деле считают, что тактика сильной руки служит всеобщему благу, но это на самом деле не так. «Маск может подумать, что, несмотря на массовый отток людей, многие из его лучших сотрудников, скорее всего, останутся на месте. Но, судя по исследованиям на эту тему, вполне вероятно, что многие из тех, кто не был уволен, сами уйдут. Те же, кто останется, будут менее продуктивными, менее здоровыми, более пассивными и больше обожающими Маска. Они, скорее всего, сами станут немного психопатичными», – заключает профессор.