Семь советов, как заботиться о собственной репутации

Трудоустройство без резюме, или Как правильно пользоваться рекомендациями
Ольга Дементьева, Руководитель агентства HR4PR

Резюме с формулировками о достижениях отшлифовано, рекрутеры не перезванивают, интервью с кадровиками заканчиваются ничем, работные сайты не работают, вакансии закрываются быстрее, чем успеваешь отправить резюме, рынок труда кажется неактивным. Что делать?

Самое время заставить ваши рекомендации заработать на благо карьере! По моим наблюдениям, чаще всего люди осознанно не используют этот ресурс. И это при том, что больше всего переходов из компании в компанию происходит по рекомендациям коллег, а не рекрутеров!

Счастливым рекомендуемым даже резюме как таковое не надо составлять, кроме того, они в основном получают должность без конкурса. Чаще всего это люди, обладающие природной скромностью, они не слышали, что нужно «продавать себя», и не умеют это делать. Впрочем, кое-что они умеют делать лучше других: они научились выстраивать долгосрочные отношения, выполнять взятые обязательства, владеть собой в стрессовых ситуациях, работать на результат. Это люди, которые выбирают «быть», а не «казаться». Здесь, перефразируя Питера Лоуренса, унция репутации стоит фунта работы. Поэтому им позволительно иметь неровный опыт, не иметь резюме, уходить в никуда, менять траекторию карьеры без страха остаться не у дел.

Многие годы наблюдаю именно за такими успешными творцами собственной карьеры. Знаете, у них есть чему поучиться – они точно знают, почему репутация важнее резюме.

1. Будьте осторожны с дружескими рекомендациями! Все чаще по результатам репутационного аудита делаю вывод, что негативные отзывы оставляют именно «друзья», чьи контакты вы передали работодателям для получения рекомендаций. Одно неосторожное их слово может оставить вас без работы, а вы и не в курсе.

2. Говорите о своих целях и желаниях прямо! В процессе сбора рекомендаций всегда спрашиваю людей: взяли бы вы к себе на работу этого человека повторно? Однажды в ответ услышала: «Я бы взял, но он никогда не просил меня об этом!» Недоумеваю: «А ему надо было попросить?» – «Ну, я же не знаю, может, он не хочет больше работать со мной», – развел руками руководитель.

3. Не стесняйтесь, указывайте имена ваших рекомендателей сами! Кадровику проще получить список рекомендателей за 15 минут, чем составлять его самостоятельно. Помните об этом и указывайте имена рекомендателей в резюме или linkedin. По моему опыту лучшие рекомендации дают коллеги, с которыми приходилось вместе работать. А вот у руководителей и подчиненных всегда находятся неприятные сюрпризы.

4. Выстраивайте добрые отношения внутри компании! Тогда даже хантеры не возьмутся искать вам замену в турбулентное время. Помню, новый руководитель крупной компании принимал решение о замене одного из директоров функциональных подразделений – перед компанией стояли новые задачи в связи с выходом на IPO. Мне нужно было ответить на вопрос: есть ли нужные кадры на рынке, какие зарплаты платят и кто именно может стать заменой? Для меня это был перспективный заказ, но я предложила сперва собрать отзывы, затем настояла, что для бизнеса будет лучше оставить на должности именно этого топ-менеджера, ибо у него безупречная репутация как среди коллег внутри компании, так и на рынке.

5. Давайте понять своим коллегам, что способны на большее! Используйте рекомендации, чтобы получить продвижение внутри своей компании, а не только за ее пределами. Помню, формально у одного кандидата в резюме не было строчки «генеральный директор», но к этому назначению он был во всех смыслах готов, поэтому предложила ему рассмотреть позицию «гендиректор» в другой компании.

Список рекомендаций был внушительным и звездным – речь идет о медийной личности, поэтому мне было невероятно интересно поговорить со всеми рекомендателями без исключения. Обстоятельные разговоры о том, насколько соответствует позиции кандидат, сработали удивительным образом – его назначили гендиректором в компании, где он работал. Пришлось найти другого кандидата, чтобы закрыть позицию, зато рекомендации помогли хорошему профессионалу получить ту самую должность, ну и прибавку к зарплате.

6. Нужно быть Top of mind! Ваш личный бренд требует, чтобы вы были в «сердцах и умах» коллег и хантеров. Вы первый, о ком должен вспомнить ваш коллега, когда его просят кого-то порекомендовать. Поверьте, не каждый день вашим коллегам кто-то звонит и просит рекомендаций. Ваши коллеги – ваши лучшие рекомендатели при поиске работы. Это ресурс, который вы недооцениваете.

7. А что, если я лучше своей репутации? Тогда надо попробовать восстановить свое доброе имя, иначе даже смена фамилии не поможет. Был случай, когда топ-менеджер из крупной и уважаемой компании долго не мог найти работу по причине плохого отзыва от HR-директора. Мне удалось выявить, что именно этот отзыв портил всю картину: «помирила» бывших коллег и восстановила доброе имя. Еще был неприятный случай, когда прекрасный кандидат на высокую позицию получил отказ потому, что кто-то сказал кому-то, что, кажется, он употреблял наркотики. Слух был только слухом, ошибкой, но для карьеры – роковой. Работодателя пришлось долго убеждать, что это только сплетни.

Кто-то ищет работу, а кого-то работа всегда находит. Думаю, что этих профессионалов всегда отличает желание делиться опытом, придумывать новые формы работы и развивать профессиональное сообщество. Ведь искренняя рекомендация – это еще одна форма восхищения профессионализмом.