«Женщина в состоянии развода»: кто сказал, что нужен муж?

На видеосервисе Kion вышел сериал с Марией Машковой о чайлдфри-философии

Так давно заведено: уступив в конкуренции за большой экран, жанры перебираются на малый. Детективы, триллеры в эмиграции освоились, похорошели, и ровно то же самое происходит с романтической комедией, которую все реже встретишь в киноафише. Ромком неоднократно хоронили – в том числе по причинам «патриархальности» и груза клише. Но при должном уходе и замене ряда деталей сюжетный двигатель работает эффективно, как в те же 1980-е. Доказано сериалом «Женщина в состоянии развода» режиссеров-дебютантов Дмитрия Гайтяна и Ольги Сафроновой, который стартовал на видеосервисе Kion 9 июня.

Прогрессивные люди даже разводятся прогрессивно. Справили веселее, чем свадьбу. Теперь Вера (Мария Машкова, звезда сериалов «Света с того света» и «МакМафия») свободна и самодостаточна – финансово, да и в личном плане. Ей самой себя вполне достаточно. Карьера, уроки французского, йога. Кто сказал, что нужен муж?

В том, чтобы жить не так, как жили родители, ощущается, конечно, детская бравада. Роскошь мегаполиса – больше «перекрестков». Стихийный праздник непослушания кончился для Веры одним днем после визита к гинекологу. Ей чуть за тридцать, но природа загодя ставит вопрос ребром – через год Вера будет бесплодна. А значит, уже сейчас надо определяться. «Сдаваться» патриархату? Или остаться самодостаточной навсегда?

Кадр из сериала / Щука

Жанровая чистота ромкома по крайней мере в первых сериях не вызывает сомнений. Нам прозрачно намекают – новая любовь (новая жизнь) явно притаилась за углом. Развилок много. Бывший муж (Игнат Акрачков из сериала «Сестры») страдает лунатизмом и скребется по ночам в дверь. Его даже немного жаль. Вдруг не все потеряно? Одинокий наглый сосед (Данила Якушев из сериала «Филин») все время что-то сверлит – и лезет в душу. Такой специфический флирт? Коуч-харизматик (Евгений Антропов, играл «Дудя» в сериале «Никто не узнает») тренирует Веру ходить на свидания и в то же время, кажется, ревнует. Наконец, новый Верин знакомый – ветеринар (Артем Ткаченко из «Вампиров средней полосы»). Мужчина моей мечты, как сказала бы Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе». Умный, красивый, добрый. Принимает такой, какая есть. Впрочем, конечно же, существенный изъян найдется и у него.

Как полагается, рядом с Верой верные подружки, которые и поддержат, и выслушают. А что она им не расскажет – обсудит сама с собой. Как в недавнем сериале «Настя, соберись!», внутри головы главной героини идет активная общественная жизнь. В интермедиях Вера прокручивает альтернативы, видит кошмары, спорит с разными версиями себя, а также с мамой, парнем, экс-супругом. Есть в сериале проверенные приемы, вроде слома «четвертой стены» – Вера регулярно что-то тебе говорит и смотрит в глаза. И досадные штампы (во время уборки в доме бойфренда она выбрасывает его коллекционные комиксы – ну как в такую случайность поверить?). Но в целом в сценарии Анастасии Кузнецовой, которая писала «Чик» и «Иванько», хорошо отлаженный движок. Почти не барахлит.

Кадр из сериала / Щука

Старый ромком умер, потому что измельчал. Тут же авторам не откажешь в смелости. Каким бы ни был финал, какой бы выбор в итоге ни сделала Вера – все равно останутся недовольные. Кейс с классикой «Москва слезам не верит» тому доказательство. Фильму больше 40 лет, а регулярно выходят острополемические колонки о том, «правильно» ли поступила self made woman Катя Тихомирова, что предпочла Гошу карьере. И хорошо, если «Женщина...» тоже вызовет полемику (значит, зацепила). Заявленный в сериале подход пока кажется более чем здоровым. Не соцреализм («смотрите, как должно!»), а последовательное исследование альтернатив («может быть вот так или так»). Кому самодостаточность, кому дом – полная чаша. Выводы на хороших фильмах делают зрители сами.

Кадр из сериала / Щука

Безусловная удача – кастинг. Все артисты на своих местах, но вряд ли бы что-то получилось, если б не Мария Машкова, органично сочетающая противоположности. Сильная слабость, инфантильная зрелость. Верящая в романтику хирург-стоматолог. Именно Машкова уберегла «Женщину...» от многих грехов ромкома, которые отпугнули взрослую аудиторию от жанра, – слащавости, глупости, схематичности. Этот мир условен, характеры шаржированны, а общая интонация разговора – приподнятая, разогретая эндорфинами влюбленности. И тем не менее драма одинокой женщины в горниле неразрешимого кризиса чувствуется в полной мере. Наконец, что немаловажно для комедии, Мария Машкова очень смешная. Но кто видел «Свету с того света», тот вряд ли последнему удивится.

Чтобы стать хитом, сериалу недостает провокации – которая была в тех же «Чиках» (драмеди о проститутках на российском юге). Впрочем, «Женщину...» снимали в том числе для показа на «Первом канале» и в телеконтексте, все еще достаточно патриархальном, она смотрелась бы достаточно радикально (а вот для интернета – в самый раз). Для значительной части аудитории центрального телевидения в ответе на вопрос, которым мучается Вера, никакой интриги нет.