«Опора России» увидела риски в создании единого оператора цифровой наружной рекламы

Организация попросила спикера Госдумы Вячеслава Володина не принимать соответствующий законопроект
Согласно тексту инициативы, цифровая наружная реклама и электронные объявления физических лиц должны будут размещаться только через ресурс, который будет контролировать единый оператор
Согласно тексту инициативы, цифровая наружная реклама и электронные объявления физических лиц должны будут размещаться только через ресурс, который будет контролировать единый оператор / Евгений Разумный / Ведомости

Объединение малого и среднего бизнеса «Опора России» 25 июля направило обращение председателю Госдумы Вячеславу Володину, в котором попросила не принимать законопроект о создании единого оператора цифровой рекламы. Копия обращения есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил президент организации Александр Калинин.

В управлении пресс-службы Госдумы не ответили, поступало ли письмо от «Опоры России» на имя Володина. Собеседник в Госдуме сказал, что письмо пока в Охотный Ряд не поступило. Ранее Володин предлагал доработать законопроект так, чтобы отечественный бизнес не пострадал от нововведений.

Законопроект был внесен в нижнюю палату парламента депутатом Артемом Кирьяновым 8 июля, а 15 июля принят в первом чтении.

Согласно тексту инициативы, цифровая наружная реклама и электронные объявления физических лиц должны будут размещаться только через ресурс, который будет контролировать единый оператор. Он же будет проверять рекламный контент на соответствие законодательству, устанавливать цены на размещение и защищать персональные данные пользователей ресурса. Единый оператор получит право размещать цифровую рекламу на государственном и муниципальном транспорте в течение 30 лет и в течение того же срока без торгов заключать контракты на установку цифровых конструкций на земле, находящейся в госсобственности.

Статус единого оператора сможет получить участник рынка, который не контролируется иностранными собственниками, является системообразующей организацией российской экономики и имеет собственные цифровые конструкции на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в городах федерального значения. Этим критериям соответствует одна компания – Russ Outdoor.

«Опора России» указывает в письме Володину, что монополизация – один из ключевых рисков, который может привести «к уничтожению рынка наружной рекламы». Преференции единого оператора создадут «ярко выраженные дискриминационные условия» и, скорее всего, приведут к «банкротству сотен компаний и радикальному сокращению десятков тысяч рабочих мест». Кроме того, единый оператор получит возможность устанавливать необоснованно высокую цену на размещение рекламы и объявлений физлиц, навязывать невыгодные для пользователя условия и обрабатывать избыточный объем персональных данных, отмечается в письме.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пока официально не обнародовала свою позицию по инициативе. В ведомстве считают, что принятие этой законодательной инициативы ухудшит положение всех участников рынка, писал «Интерфакс» со ссылкой на источник. В ФАС не ответили на запрос.

Законопроект, согласно обращению «Опоры России», может также привести к серьезному ущербу в сфере электронной коммерции. Электронные объявления физлиц, помимо сервисов объявлений, размещают сервисы поиска работы, приложения для продажи автомобилей и объектов недвижимости, сайты знакомств и порталы для размещения произведений и т. д. Представители HeadHunter и ЦИАНа сказали «Ведомостям», что согласны с опасениями «Опоры России».

В то же время юрисконсульт группы компаний «Литрес» Екатерина Сухова считает, что сервисы цифровых книг «Литрес», MyBook и LiveLib законопроект не затрагивает. «Между компанией и пользователями сервисов группы компаний «Литрес» не возникают отношения по оказанию услуг информационно-технического или рекламного характера», – утверждает она.

На единого оператора не будут распространяться требования ГОСТа по наружной рекламе, это еще один недостаток законопроекта, следует из письма.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка цифровой наружной рекламы также разделяют опасения, которые описала в своем обращении «Опора России».

Директор по закупкам наружной рекламы Media Direction Group Сергей Гумель настаивает на необходимости полного отзыва законопроекта.

Представитель Gallery предполагает, что инициативу можно доработать, но необходимы «широкое обсуждение» и «серьезная экспертная работа».

На важность доработки законопроекта указывает и гендиректор агентства Posterscope (входит в рекламную группу dentsu Russia) Анатолий Купреев: «В краткосрочной перспективе нужно разделить подходы к digital-носителям в наружной рекламе и размещениям в классифайдах, прописать пункт о том, что создаваемая структура также должна будет отвечать антимонопольному законодательству».

Единая точка для размещения цифровой рекламы и объявлений физлиц даст киберпреступникам доступ сразу ко всем цифровым щитам в стране – и это большой риск, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян: «Сейчас защиту цифровых конструкций каждая компания обеспечивает самостоятельно, уровень системы безопасности у них разный, но и число экранов, за которые они отвечают, ниже».

Представитель Russ Outdoor сообщил «Ведомостям», что в компании не видят рисков монополизации, поскольку у всех участников рынка будет возможность по-прежнему участвовать в торгах за право установки конструкций. Russ Outdoor готовит свой пакет поправок к законопроекту.

Поправки в законопроект, представленные в Госдуму, будут обсуждаться на заседании профильного комитета и выноситься на пленарное заседание, заявил Кирьянов. Требования к безопасности информационного ресурса единого оператора будет, как отметил он, устанавливать Минцифры.