Не по сценарию: кто выиграет от забастовки американских сценаристов и актеров

Голливуд переживает крупнейшую за 40 лет забастовку
David McNew / Getty Images

Гильдия сценаристов США и Альянс продюсеров кино и телевидения возвращаются за стол переговоров. 5 августа состоится первая встреча профсоюзных лидеров и представителей Альянса с момента начала забастовки в мае. Гильдия актеров, присоединившаяся к протесту в середине июля, пока упорствует.

Совместная забастовка двух творческих профсоюзов, крупнейшая за 43 года, парализовала Голливуд. До тех пор пока студии и гильдии не согласуют устраивающий обе стороны договор, всем членам гильдий – а это 10 000 сценаристов и 160 000 актеров – запрещено работать. Уже заморожены съемки десятков проектов – от новых сезонов «Очень странных дел» и «Белого лотоса» до сиквела «Гладиатора» Ридли Скотта и восьмой серии «Миссия невыполнима». Кроме того, актерам запрещено участвовать в промокампаниях уже снятых проектов – а значит, под угрозой прокат и второй части «Дюны» (в ноябре), и «Аквамена» (в декабре). А также проведение премии «Эмми» (18 сентября) и осенних кинофестивалей – прежде всего в Венеции (30 августа – 9 сентября) и Торонто (7–17 сентября), которые немыслимы без звезд на красных дорожках.

Однако затягивание забастовочной кампании вполне вероятно – Netflix, крупнейший стриминговый сервис в мире, а потому главный противник протестующих, способен выдержать месяцы бойкота. Не в последнюю очередь потому, что он уже в значительной степени заменил голливудский контент иностранным.

«Оскорбительно и неуважительно»

Каждые несколько лет голливудские студии, объединенные в Альянс продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers, AMPTP), перезаключают договоры с профсоюзами. В них прописываются компенсации, трудовые льготы, меры по охране условий труда людей, работающих в индустрии. В 2023 г. сразу две гильдии не смогли договориться со студиями и объявили забастовку. Сначала 2 мая на баррикады вышла Гильдия сценаристов США (Writers Guild of America, WGA), а 14 июля – Гильдия актеров (Screen Actors Guild – American Federation of Television and Radio Artists, SAG-AFTRA). Ее президент Фрэн Дрешер (известна по сериалу «Няня») назвала реакцию Альянса на требования профсоюза «оскорбительной и неуважительной». В тот же день в Лондоне проходила премьера фильма «Оппенгеймер». Из-за объявления забастовки Киллиан Мерфи, Мэтт Дэймон, Реми Малек и Эмили Блант покинули мероприятие раньше времени. Извиняясь перед гостями, Кристофер Нолан пояснил, что актеры ушли писать плакаты для пикетов.

До 2023 г. двойная забастовка сценаристов и актеров происходила лишь однажды – в 1960 г., когда главой актерского профсоюза был будущий президент США Рональд Рейган. Конфликт разгорелся из-за массового распространения телевидения. Телепоказы позволили студиям радикально увеличить доходы, и творческие работники претендовали на полагающуюся им долю прибыли. Сценаристы бастовали шесть месяцев, актеры присоединились к ним на шесть недель. В результате забастовки появилась основополагающая для Голливуда система компенсаций, по которой творческая группа получает роялти с каждого повторного показа фильма или сериала с их участием.

Новая забастовка вызвана стриминговой революцией, которая не менее радикально изменила индустрию. Из-за гонки за контентом, которую развязали платформы, радикально увеличилось количество сериалов – со 182 в 2002 г. до 599 в 2022 г., по данным Variety. Авторы, которые пишут для платформ, не имеют фиксированных минимальных зарплат авторов ТВ и им не выплачиваются авторские отчисления за повторные показы, как на телевидении. Кроме того, стриминги не продают свои оригинальные проекты другим, что также могло принести авторам пассивный доход. И сценаристы, и актеры требуют повышения минимальной зарплаты, прозрачной аналитики онлайн-показов на стримингах, а также введения эквивалента роялти. Кроме того, и те и другие всерьез обеспокоены технологиями искусственного интеллекта. Артисты призывают установить жесткие правила использования их внешности и голосов для созданий цифровых копий. Сценаристы, соответственно, хотят зафиксировать, что нейросети должны использоваться исключительно как вспомогательный инструмент.

Как откровенно признался в разговоре с Deadline один из студийных топ-менеджеров, Альянс продюсеров кино и телевидения был морально готов к забастовке сценаристов в течение шести месяцев. Студии посчитали, что именно за это время у большинства пикетчиков закончатся накопления и им просто нечем будет платить за квартиру (эти подсчеты косвенно подтверждают, что сценаристы в Голливуде сейчас не самые богатые сотрудники). Однако забастовка актерской гильдии резко усугубила ситуацию.

Из-за протеста сценаристов череда отмен и заморозок коснулась преимущественно релизов будущих лет. А протест актеров стопорит голливудскую машину прямо сейчас. Президент SAG-AFTRA Фрэн Дрешер заявила, что, если требования не будут удовлетворены, профсоюз готов бастовать до конца года.

Неравные издержки

По ту сторону баррикад игроки несут далеко не равные издержки. Голливудские студии начинают сдвигать релизы проектов, съемки которых вынужденно приостановились, – однако пока стараются не трогать релизы осени – зимы. Так, прокат «Дюны 2» Дени Вильнева все еще запланирован на ноябрь, «Аквамен» должен выйти в декабре. Из больших релизов пока переехал только сиквел «Охотники за привидениями: Наследники» – с декабря 2023 г. на весну 2024-го. Один из главных релизов августа – спортивный экшн по одноименной игре «Гран Туризмо» сдвинулся всего на две недели вперед и встал на 25 августа.

Даже при худшем сценарии развития событий – если крупные релизы в ближайшее полугодие съедут на более поздние даты – катастрофа 2020 г., когда американский бокс-офис из-за многомесячного локдауна показал свой худший результат почти за 40 лет ($2,2 млрд, падение на 80% по сравнению с 2019 г.), вряд ли повторится. Впрочем, кинобизнес еще не оправился от кризиса. В целом американский бокс-офис снизился по сравнению с доковидными временами почти на 20%, отмечают в Variety. Оскудение проката из-за забастовки также может привести к падению сборов. Пока забастовка не сказалась на прокате – «Барби» и «Оппенгеймер», два главных хита сезона, стартовали выше ожиданий. Уикенд 21–23 июля стал лучшим в постковидную эпоху и четвертым за всю американскую историю (по данным Boxofficemojo, кинотеатры заработали $311 млн, из них $162 млн пришлись на «Барби», $82 млн – на «Оппенгеймера»). Лучше показатели были только на старте третьих и четвертых «Мстителей», а также седьмого эпизода «Звездных войн».

А телевидение страдает уже сейчас. Рейтинговые ночные шоу, к которым оперативно пишутся сценарии, – например, «Джимми Киммел в прямом эфире» на ABC, «Позднее шоу со Стивеном Кольбером» на CBS, «Сегодня вечером» с Джимми Фэллоном – идут в повторах. Эфирная сетка еще сильнее обеднеет осенью, когда прайм-тайм придется заполнять или старыми сезонами сериалов, или проектами из англоязычных стран. Уже отложены 20-й сезон «Анатомии страсти» на ABC и 21-й сезон «Морской полиции: Спецотдел» на CBS. Благодаря юридической лазейке (контракт SAG-AFTRA не распространяется на членов профсоюза, работающих над дневными «мыльными операми») в телепрограмме остаются сериалы «Главная больница», «Молодые и дерзкие», «Красивые и смелые», которые идут с 1960–1980 гг. Отмена популярных шоу ударит и по тем видеосервисам, которые входят в холдинг с каналами и показывают их контент после телепремьеры (Peacock транслирует проекты NBC, Paramount+ – CBS и т. д.).

Один из ключевых оппонентов профсоюзов – стриминговый гигант Netflix, от его позиции и будет во многом зависеть разрешение конфликта. А Netflix готов терпеть забастовку дольше, чем другие игроки развлекательной индустрии. Парадокс, но к нынешнему кризису платформа оказалась готова благодаря пандемии коронавируса: у Netflix большой запас прочности благодаря огромной библиотеке и запасу премьер, а голливудский контент он уже может частично заместить иностранным.

Корейская волна

Благодаря стриминговым платформам и прежде всего Netflix американцы потребляют больше иностранного контента, чем когда-либо. Согласно оценке Parrot Analytics, тенденция началась еще в 2019 г., но усилилась в пандемию, когда из-за локдауна голливудская машина резко сбавила обороты, а зритель на самоизоляции стал более активно смотреть стриминги.

Контентный голод отчасти удовлетворили проекты из Европы и Азии, которые благодаря видеосервисам добрались не только до американского, но и до мирового зрителя. Например, в итоговый топ-10 самых просматриваемых неанглоязычных сериалов в 2020 г. на Netflix попал российский сериал «Эпидемия». Но главным бенефициаром ситуации стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Согласно данным FlixPatrol, только на Netflix доля смотрения фильмов и сериалов из АТР за два пандемийных года увеличилась на 300% – с 4,2% в I квартале 2020 г. до 16,8% в IV квартале 2021-го. Этого хватило, чтобы потеснить со второй строчки Европу – в том же IV квартале 2021 г. ее доля составила 13,6%. Во многом таких цифр АТР помог обеспечить один конкретный тайтл. Это «Игра в кальмара», которая в 2021 г. стала самым популярным сериалом в истории Netflix: менее чем за месяц его посмотрело 111 млн пользователей. При производственном бюджете в $21,4 млн он принес Netflix около $900 млн (сейчас идет работа над вторым сезоном).

Это не единичный успех. Южная Корея превратилась в одного из главных поставщиков контента для Netflix. По оценке самой компании, всего за четыре года, к началу 2023 г., совокупное время просмотра корейских сериалов и фильмов выросло в шесть раз – их посмотрели более 60% всех пользователей сервиса. Кроме «Игры в кальмара» в топ-5 самых успешных неанглоязычных сериалов платформы вошло еще два корейских релиза – «Мы все мертвы» (4-я строчка) и «Слава» (5-я). По результатам 2022 г. в топ-10 самых популярных неанглоязычных сериалов оказались три корейских сериала, причем два из них заняли первые места. Возглавил список тот же сериал «Мы все мертвы», а следом за ним расположился «Необычный адвокат У Ён У», на восьмой позиции – «Деловое предложение».

В еженедельный «глобальный» топ-10 – т. е. рейтинг самых просматриваемых сериалов во всем мире – регулярно попадают корейские проекты. Постепенно конкуренцию в рейтинге им составляют и originals из других стран региона. Например, в апреле впервые в десятку ворвался тайваньский сериал – «Убийца-подражатель» (2-е место). Однако корейцы пока далеко впереди. Если в 2022 г. Netflix анонсировал 25 корейских проектов, то в 2023 г. пообещал довести цифру до 34. В апреле, еще до начала забастовки, компания объявила, что потратит в стране в ближайшие четыре года $2,5 млрд – не только на производство, но и на программы обучения молодых талантов.

В целом доля мирового спроса среди пользователей видеосервисов на азиатский контент достигла 25% в I квартале 2023 г. по сравнению с примерно 15% за аналогичный период 2020 г., сообщает Parrot Analytics. По данным Media Partners Asia, на кинопроизводство во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе только в 2023 г. Netflix собирается потратить $1,9 млрд, что на 15% больше прошлогодних инвестиций (всего на контент ежегодно сервис тратит $17 млрд). Даже при сохранении нынешних темпов азиатские фильмы и сериалы не смогут полностью заместить голливудский контент, но Netflix усиленно работает над тем, чтобы с каждым годом все больше теснить американскую монополию на рынке развлечений.

Экзистенциальный кризис

Как сообщил Deadline один из лидеров протестующих, актер Деметри Белардинелли (играл в сериалах «Силиконовая долина» и «Блеск»), участники забастовки надеются на лучшее и ожидают худшего. В частности, лично он сомневается, что в первом раунде повторных переговоров профсоюзам сразу предложат адекватную сделку и что уже на этой неделе Голливуд вернется к работе.

Тем временем пикеты перед студийными офисами по количеству могут соперничать с фестивалями. С плакатами выходят звезды первой величины – от Колина Фаррелла до Бена Стиллера. Небывалый уровень солидарности подтверждается и ростом пожертвований в фонд SAG-AFTRA, который призван помочь протестующим продержаться до конца кампании. В среду, 2 августа, представители фонда заявили, что уже собрано $15 млн. Доноры – самые высокооплачиваемые артисты: Мерил Стрип, Джордж Клуни, Леонардо Ди Каприо, Арнольд Шварценеггер, Николь Кидман и др.

Звезды поддерживают забастовку и публично. Актер Шон Ганн, брат режиссера «Стражей галактики» Джеймса Ганна, в своем твите прямо упрекнул исполнительного директора Disney Боба Айшера (который назвал требования Гильдии «нереалистичными») в том, что его зарплата «в 400 раз больше заработка его самого низкооплачиваемого сотрудника». Ежегодный доход Айшера – $27 млн плюс бонусы до $5 млн в случае достижения поставленных компанией целей. Для сравнения, 87% актеров профсоюза SAG-AFTRA зарабатывают менее $26 000 в год, заявила в июле член профсоюза Джессика Честейн.

Аналитики, описывающие забастовку, называют ее «экзистенциальным конфликтом». Подобную риторику используют и сами профсоюзные лидеры – Фрэн Дрешер прямо сравнивает миллионные зарплаты студийных топ-менеджеров и заработки простых тружеников индустрии, которые постепенно спускаются вниз по социальной лестнице. Фактически бастующие не просто отстаивают новые суммы отчислений, а выступают против несправедливого обогащения студий.