Устойчивость бизнеса PRICEWATERHOUSECOOPERS


Пытаться предсказать дальнейший путь развития отечественной экономики - дело неблагодарное, но, памятуя кризис 17 августа, о причинах и последствиях которого написано уже почти столько же, сколько о событиях 1917 г., нужно быть готовым к любому повороту событий. Мы хотим предложить вашему вниманию программу действий (из восьми пунктов) по предупреждению кризисных ситуаций и сегодня остановимся на первых четырех шагах.

Оценка чувствительности бизнеса к экономическому климату Не все отрасли экономики подвержены кризису в равной степени. Опыт недавнего экономического спада, потрясшего многие развитые страны, показал, что наиболее "нервно"реагируют на кризис строительство, производство товаров длительного пользования, гостиничный бизнес и текстильная промышленность. В то же время объемы производства и реализации в секторах: телекоммуникации, транспорт, коммунальные услуги и пищевая промышленность Составались относительно стабильными.

Сможет ли фирма пережить экономический спад? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать движение денежных потоков предприятия.

Балансовая прибыль является важным аспектом деятельности компании, но это всего лишь средство учета. А источник жизненной силы вашего бизнеса - денежные потоки. Построив модель денежных поступлений и расходов и составив на ее основе прогнозы развития предприятия, можно провести реальную оценку подверженности вашего "детища"экономическому кризису, а также определить его финансовую зависимость от отдельных поставщиков и заказчиков.

Нельзя забывать и о необходимости регулярного проведения сравнительного анализа результатов деятельности вашей компании с результатами деятельности конкурентов по таким показателям, как прибыль, производительность и эффективность использования оборотного капитала.

Обеспечение эффективного управления платежами Для этого необходимо еще раз придирчиво оценить отношения с партнерами по бизнесу.

Например, поставщиков можно или убедить поставлять товары на реализацию на условиях возврата, или предложить им осуществлять поставки чаще и в более короткие сроки. Условия реализации улучшатся при организации более частых платежей от покупателя. При этом не следует "жадничать"и экономить "по мелочам". Так, партнерам, готовым сотрудничать на новых условиях, следует предложить различные скидки и льготы. Но в то же время не следует увеличивать объемы реализации путем отпуска товаров в кредит клиентам с сомнительной репутацией.

Постоянная работа по снижению уровня затрат Если итоги работы производственной компании показывают, что размер валовой прибыли оказался намного ниже планируемого, это скорее всего говорит о слабой организации процесса закупок. В новой системе закупок необходимо определить рациональное количество поставщиков, что заставит поставщиков-конкурентов предложить вам наилучшие условия поставки. Также следует рассмотреть возможности прямых закупок у производителей.

Другая причина повышения затрат - высокие эксплуатационные расходы, связанные, как правило, с избытком рабочей силы. Нужно сократить лишние управленческие позиции, произвести слияния некоторых подразделений.