Требуется новое слово


Встретившись в пятницу с крупными российскими предпринимателями, президент Владимир Путин не пошел ни на какие уступки олигархам. Он разговаривал с ними жестко, часто "ставил их на место" и оставлял без комментариев лоббистские выступления некоторых участников встречи. Публичного братания не произошло.

В результате большинство предпринимателей, побывавших в Кремле, отказались комментировать ход встречи. Двое из гостей Путина сообщили "Ведомостям" на условиях анонимности, что не считают встречу полезной. Более позитивно настроенные олигархи из положительных моментов отметили разве что готовность власти к диалогу с бизнесом. Единственным формальным результатом дискуссии может стать проект решения об "экономической амнистии", который Путин предложил подготовить самим предпринимателям: у него самого нет четкого понимания, как ее осуществить. При этом, как подчеркнул после встречи глава "Объединенных заводов" Каха Бендукидзе, речь идет не о полноценной амнистии капитала, а о сроках давности для различных экономических преступлений.

Что касается особой "приватизационной амнистии", Путин фактически отверг эту идею. По словам участников встречи, он сказал, что политической воли к пересмотру итогов приватизации у него нет, но что он не будет и останавливать правоохранительные органы, которые расследуют обстоятельства приватизационных сделок. Главу холдинга "Интеррос" Владимира Потанина, которого в связи с недавними демаршами Генпрокуратуры в отношении "Норильского никеля" живо интересовал вопрос деприватизации, Путин спросил: "А вы уверены, что сможете доказать свою правоту в суде? " По словам одного из участников встречи, просившего не называть его в печати, когда Потанин ответил утвердительно, Путин среагировал мгновенно: "Вот и докажите. Чего вам тогда бояться? " Глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов озвучил одну из своих любимых идей о том, что вертикально-интегрированные компании, работая по всей стране, являются цементирующим фактором и служат укреплению государства. Путин, однако, заявил, что крупные холдинги способствуют и созданию социальной напряженности: ведь они действуют далеко не во всех регионах, и многие части страны остаются бедными. Кроме того, президент упрекнул Алекперова в том, что "ЛУКОЙЛ" мало платит в казну: мол, по добыче нефти компания занимает первое место, а по уплате налогов с каждой добытой тонны - лишь седьмое. Такой же персональный упрек получил президент компании "Сибнефть" Евгений Швидлер. Алекперова замечание Путина смутило, и он стал сбивчиво объяснять, что налоговики, представившие данные президенту, ошибаются. Швидлер в своем выступлении также заявил, что вывод о занижении "Сибнефтью" налогооблагаемой базы основан на неверных данных, но, в отличие от Алекперова, его тон, по мнению источника "Ведомостей", был "панибратским".

Путин изначально поставил предпринимателей "на место", предложив им обсудить Налоговый кодекс, реформу государственной власти и вступление России в ВТО. Стало ясно, что отношения власти и бизнеса как таковые интересуют Путина меньше. "Многие чувствовали себя растерянно, потому что к обсуждению ВТО никто просто не готовился," - говорит пресс-секретарь одного из участников.

Но выступить президент попросил не только тех, кто готовился - Ходорковского, Киселева, Алекперова, Мордашова, Потанина и Фридмана - а всех присутствующих. По крайней мере двое из выступавших - Боллоев и Заполь - посвятили отведенное им время отстаиванию отраслевых интересов. Глава "ГАЗа" Пугин выступал в стиле "красного директора", призывая усиливать государственное влияние на экономику. Никаких конкретных ответов на свои предложения никто из них от Путина не получил.

Фридман говорил о срочной необходимости судебной реформы. Путин возразил, что в стране много острых проблем, и радикальная реформа судов - не первоочередная из них.

"Главная цель этой встречи состояла в том, чтобы поставить олигархов на место, - говорит сотрудник администрации президента. - Мы хотели им сказать, что пора бросать свои старые замашки и понты. Мне кажется, что они эту мысль поняли. " Понял и инициатор встречи - лидер фракции Союза правых сил Борис Немцов. Не случайно он заявил, выйдя от Путина, что "эра олигархов проходит". Немцов, приписывающий себе авторство термина "олигарх", обещал поискать для представителей крупного бизнеса другое, столь же емкое, но более актуальное словцо.

Термин "олигархия" принадлежит Аристотелю, который считал олигархию искаженной формой аристократического правления. О "финансовой олигархии" писал Ленин в статье "Империализм как высшая стадия капитализма". Об "олигархическом" строе в новой России впервые упомянул Александр Солженицын в ноябре 1996 г. Собственно термин "олигарх" по разным версиям принадлежит перу либо Александра Привалова, работающего в "Эксперте", либо ныне покойного Андрея Фадина. Немцов лишь сделал слово "олигарх" общеупотребительным, использовав его в интервью "Новой газете" 1 декабря 1997 г. В этом интервью Немцов в противовес олигархическому капитализму проповедовал "народный капитализм". Как бы ни назывались теперь крупные бизнесмены, Путин снова встретится с ними не скоро, сказал "Ведомостям" источник в Кремле: "Больше таким колхозом, наверное, собираться уже не будут. Эту ношу возьмет на себя Касьянов. " Премьер, выступавший в конце встречи, предложил создать совет из предпринимателей при правительстве, который бы регулярно обсуждал стратегические вопросы.

УЧАСТНИКИ ВСТРЕЧИ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА: Владимир Путин, президент РФ Александр Волошин, глава администрации президента, Дмитрий Медведев, первый заместитель главы АП Владислав Сурков, заместитель главы АП Михаил Касьянов, председатель правительства РФ Алексей Кудрин, первый вице-премьер и глава Минфина Герман Греф, министр экономического развития и торговли Борис Немцов, лидер фракции СПС Вагит Алекперов, НК "ЛУКОЙЛ" Каха Бендукидзе, "Объединенные машиностроительные заводы" Владимир Богданов, "Сургутнефтегаз" Таймураз Боллоев, "Балтика" Семен Вайншток, "Транснефть" Виктор Вексельберг, СибирскоУральская алюминиевая компания Рем Вяхирев, "Газпром" Олег Дерипаска, "Русский алюминий" Юрий Заполь, "Видео Интернешнл" Дмитрий Зимин, "ВымпелКом" Анатолий Карачинский, IBS Олег Киселев, ИМПЭКСБАНК Владимир Коган, Промстройбанк (СПб) Владимир Лисин, НЛМК Алексей Мордашев, "Северсталь" Владимир Потанин, "Интеррос" Сергей Пугачев, Межпромбанк Николай Пугин, "ГАЗ" Михаил Фридман, "Альфа- групп" Михаил Ходорковский, НК "ЮКОС" Евгений Швидлер, НК "Сибнефть"