Сэндвичи и корейская морковь


В первое время после того, как бельгийская компания Interbrew купила 50% корейской Oriental Brewery, совещания с участием новых менеджеров проходили в привычной для корейцев жесткой и напряженной обстановке. "Западники" чувствовали себя неловко и для начала предложили перенести совещания в кафетерий, заказав сэндвичи из ближайшего Burger King.

На совещаниях стало веселее, но проблема этим не исчерпывалась. Менеджерам из Interbrew, второго в мире по величине пивоваренного концерна, предстояло решить задачу глобального масштаба: примирить Восток и Запад в отдельно взятой компании. Бельгийцы привыкли работать по четким правилам, поощрять инициативу, достигать ясных целей, вознаграждать сотрудников соразмерно их достижениям. Менеджеры Oriental Brewery привыкли к системе, построенной на иерархии, личных взаимоотношениях и беспрекословном подчинении боссу. Кроме того, им никогда раньше не приходилось работать с начальниками-иностранцами. Между тем одним из их новых боссов, вице-президентом компании, стал теперь Эндрю Бреннан, стопроцентный американец, бывший морской пехотинец.

Корея вообще долгое время была самой закрытой среди "азиатских тигров" и без помощи иностранцев превратилась из одной из беднейших в одну из богатейших стран мира. Все изменил кризис 1997 г. Компании и банки столкнулись с почти гамлетовской дилеммой: принять иностранные деньги или умереть. В одном только 1999 г. в страну в форме прямых инвестиций было вложено $15,5 млрд - это больше, чем за все время с 1962 по 1995 г.

Корейским менеджерам из Oriental Brewery решение "продаться" далось нелегко, однако с национальной гордостью пришлось распроститься, когда стало ясно, что без мощного партнера компания просто потеряет рынок. К 1998 г. доля рынка Oriental Brewery снизилась с 70% до 45%, и никакой надежды на рост не было.

Гендиректор Парк Ён Ман решил сдаться на милость победителя и продать 50% компании за $315 млн. Впрочем, в данном случае и сдаваться было не стыдно. Interbrew, после того как компания купила британского конкурента - Bass - за $3,5 млрд, стала вторым номером в мире, а ее коллекция брэндов включает теперь Bass, Stella Artois, Rolling Rock и Labatt Blue. Первое место в мире сохраняет Anheuser-Busch. Одной из первых сложностей, с которой столкнулся Бреннан, было нежелание сотрудников-корейцев высказывать свои идеи. Он пытался добиться от персонала отчетов о состоянии дел на их участках, предложений об улучшении ситуации, но люди отказывались говорить. "Доходило до смешного: я даже не мог понять, в чем состоит работа некоторых сотрудников", - вспоминает Бреннан.

Тогда он пошел на "провокацию". Пригласил на совещание одного из менеджеров по маркетингу, 30-летнюю женщину, и предложил ей рассказать о ситуации с главным брэндом компании, OB Lager. Оказавшись перед практически полностью мужским коллективом, она сначала запаниковала, но вскоре собралась и вторую половину совещания провела блестяще. "Я почувствовала себя важным человеком в компании", - говорит она. В компании, где, как и повсюду в Корее, младшим менеджерам, а тем более женщинам, как правило, не дают высказываться, эта ситуация была воспринята как переворот. Сотрудники-мужчины почувствовали себя слегка уязвленными и тоже пошли на контакт. Лед был сломан, говорит Бреннан.

Взаимоотношения с клиентами также давались нелегко. Крупным оптовикам традиционно прощались большие задержки с выплатами, однако, с точки зрения "западников", это просто смертельно для финансового здоровья компании. Бреннану пришлось подавить небольшой бунт менеджеров по продажам, считавших, что на партнеров давить нельзя, и счета стали оплачиваться быстрее. Впрочем, до конца проблему решить не удалось, пришлось лишь ограничить объем продукции, отпускаемой в кредит. Похожую проблему пришлось решать и с поставщиками. Многие из них были аффилированы с компаниями клана Дусан, владеющего Oriental. Из-за этого, как выяснилось, компания переплачивала за банки, наклейки и многое другое. Бельгийцам пришлось убедить Парк Ён Мана пойти на тяжелый разговор с "родственниками" (Парк сам входит в семейство Дусан) и объяснить им, что они потеряют покупателя, если не снизят цены. В конце концов и здесь компромисс был найден. В целом после года тяжкой работы бельгийцам удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Oriental вновь отвоевывает долю рынка. В 1999 г. компания вышла на безубыточность, а с нынешнего года корейско-бельгийское предприятие еще и экспортирует пиво в Японию. (WSJ)