Изменится ли политика ГТК и как это отразится на ценах?


Бороться с серым ввозом - прямая обязанность таможни. Она пытается это делать, но довольно неуклюжими методами. Дальнейшее усложнение таможенных процедур, увеличение их многоступенчатости, привлечение все большего количества сотрудников таможни к принятию решения по выпуску одной партии товара приводит только к всеобщей нервотрепке, задержке поступления таможенных платежей в бюджет, усилению коррупции в таможенных органах. Поэтому я согласен с Минэкономразвития - Россия должна стать членом ВТО. Тогда таможенные ставки и процедуры будут во многом унифицированы с мировой практикой, где борьба с серым ввозом уже отработана, и многие проблемы либо исчезнут, либо решатся намного проще и быстрее.

Борьба таможни с серым импортом привела не только к очередям у таможенных терминалов, но и к повышению цен на ряд импортных товаров. Это не могло не привести к негативной реакции импортеров и даже вызвало критические замечания Касьянова на заседании коллегии ГТК.

С точки зрения интересов государства меры приняты полностью правильные. Но хотелось бы, чтобы такие шаги делались более цивилизованно и не носили аврального характера. Рост же цен спровоцирован главным образом не новыми правилами, а соблазном многих продавцов сыграть на ситуации. Такое однажды уже было, когда таможня упорядочивала импорт птицы. Вопреки всем опасениям цены тогда вернулись почти на прежний уровень. Ситуация, когда некоторые товары дорожают на $30 - 40, абсурдна и тоже долго не продлится. Многие предприниматели говорят, что согласны платить пошлины честно. Но они опасаются, что крупные компании смогут найти обходные пути и продолжат серый ввоз, остальные же будут платить по полной. Это уже хуже отразится на ценах. Тем более что государство, на мой взгляд, показало свое желание и дальше вести жесткую политику, хотя и с какими-то корректировками. Оно и понятно - путей увеличения допдоходов не так много, а тут еще так некстати придется выплачивать внешние долги.

Антон Лаптев

ГТК сам никогда не пошел бы на такие строгие меры, так как прекрасно понимает, что это грозит падением таможенных сборов. Приказ ввести или отменить такие жесткие решения может идти только с самого верха, от правительства. С его волей напрямую связана и вся дальнейшая политика ГТК. Цены же еще некоторое время будут расти из-за того, что наступает конец серой растаможки. Если же цена белого ввоза какого-то товара окажется выше, чем готовы платить покупатели, товар попросту перестанут импортировать.

Ирина Злочовер

Думаю, политика ГТК останется неизменной, хотя возможны некоторые послабления. Соответственно, будут расти и цены. Вполне может статься, что сейчас мы наблюдаем только испытание новых таможенных правил, тем более что действуют они лишь в московском регионе. Позже их, вероятно, распространят на всю Россию. Иначе мы столкнемся с тем, что все больше грузов будет оформляться в других регионах.

Владимир Шин

Петр Красовский

Может быть, ситуация успокоится и на нынешних мерах. Но возврата к правилам прошлого года точно не будет. Ведь платежи с транспортного средства в Москве и московском регионе возросли, хотя грузопоток упал где-то вполовину. Думаю, даже если таможня смягчит новые правила, возврата цен к прежнему уровню в большинстве случаев не произойдет. У продавцов просто нет повода это делать. Начать с того, что оптовые склады стоят пустые, а следующие партии товара будут растаможены уже по новым правилам. Новые цифры уже заложены в бизнес-планах оптовиков. А в том, что за исключением некоторых областей конкуренция заставит наших предпринимателей отказаться от дополнительной прибыли, я сильно сомневаюсь.

Денис Щепалин

Вызванный нововведениями ГТК рост цен вряд ли продолжится. В ближайшее время возможны еще некоторые колебания, но "болевой порог", похоже, уже пройден. Со временем, если ГТК проявит должную твердость, количество серого импорта неминуемо сократится. И это положительная тенденция.

Игорь Лисиненко

На самом деле речь идет о продолжающемся кризисе таможенно-тарифного регулирования, таможенного законодательства и администрирования. Произошло то, что в мировой практике не имеет места быть по определению. Таможенная часть потребительской цены товара должна состоять только из налогов и пошлин без расходов на простой товара на терминалах. Премьер просто обязан вмешаться. Нужно ли власти из-за таможни идти на обострение отношений с населением? На коллегии ГТК Касьянов ограничился критикой. Но необходимо отменить приказы, восстановить на рынке спокойствие - а после этого потребовать от таможенников разработать такие правовые и технологические меры, которые при усилении контроля соблюдали бы права импортеров. Думаю, со временем эти вопросы будут регулироваться на уровне правительства, законом, а не ведомственным приказом.

Валерий Драганов

Валерий Драганов