Прислушается ли государство к РСПП?


РСПП ходатайствует об освобождении топ-менеджеров "СИБУРа" под свое поручительство. Кроме того, союз не прочь обсудить с Генпрокуратурой вопрос, стоит ли вообще применять столь жесткие меры пресечения, как арест, к подследственным менеджерам. По мнению РСПП, это подрывает инвестиционный климат в стране.

Скорее всего, отпустят. У нас ни разу не было, чтобы не отпускали топ-менеджера крупной компании под подписку о невыезде и крупный денежный залог. Тем более "Газпрому" в сложившейся ситуации так или иначе придется отвечать по финансовым обязательствам "СИБУРа". Если у монополиста достаточно финансовых ресурсов, тогда Голдовскому могут продлить заключение. В противном случае "Газпром" приложит необходимые усилия и Голдовский выйдет на свободу, чтобы убедить инвесторов: ситуация нормализуется, компромисс найден. Хотя большинство западных и отечественных кредиторов "СИБУРа" в любом случае будет пытаться вернуть свои средства, пока не поздно. Дальнейшее содержание Голдовского под стражей только ухудшит ситуацию. Такое впечатление, что в весьма своеобразной форме происходит деприватизация "СИБУРа". Истории с Голдовским можно дать эпитет "Его пример другим наука". Для Кремля будет выгодно, если прокуратура останется фактором устрашения топ-менеджеров. Вряд ли им захочется менять ее статус по просьбе Вольского.

Сергей Лукьянов

В данном случае РСПП выступил как профсоюз, который хочет взять своего члена на поруки. Это полностью отечественная система, которая может, в принципе, сработать. Я тоже не вижу необходимости держать Голдовского в тюрьме. Если правоохранительные органы считают, что ему нужна изоляция, вполне подойдет домашний арест. Не исключаю, что дело может быть доведено до суда. Хотя по большинству громких дел, когда производились аресты предпринимателей, суд так и не состоялся. А дело Гусинского, например, слушалось, когда он уже был за границей. Кстати, тогда активность РСПП сыграла свою роль, но я не думаю, что она была решающим соображением в пользу освобождения олигарха. На месте Устинова я бы не давал обещаний по возможности избегать арестов подследственных менеджеров. Да он и не будет обещать. Хотя очевидно, что, когда речь идет о российских компаниях, составляющих хребет российской экономики, действовать надо крайне осторожно, чтобы этот хребет не сломать.

Вячеслав Никонов

Если будет договоренность, что активы вернут, тогда Голдовского выпустят. Тут от РСПП зависит не так много, по моей оценке. Суда же не будет. Это логичная ситуация. Судя по имеющейся информации, пока не очень понятно, есть ли на самом деле в "СИБУРе" операции, которые прошли с нарушением закона. Поэтому думаю, что, если будет решен основной вопрос по возврату всех активов, Голдовский обязательно выйдет на свободу.

Сергей Чижов

Не думаю, что подобного рода обращения помогут человеку, который уже арестован. Нынешние исполнительная власть, прокуратура и правоохранительные органы, как правило, не принимают решений и тем более не отменяют их под давлением общественного мнения. Напротив, такое давление может лишь повредить. РСПП же даже в нынешнем консолидированном его составе все равно всего лишь рупор мнения части общества, крупного бизнеса. Обращение Вольского скорее будет способствовать ужесточению следственных мероприятий, проводящихся в отношении "СИБУРа". На самом деле вопрос о Голдовском распадается на несколько составляющих. Первая - законность созданных "СИБУРом" и вяхиревским "Газпромом" финансовых схем. Прокуратура, как мне кажется, должна идти до конца, выявляя все детали, связанные с движением средств и активов. Второе - адекватность заключения Голдовского под стражу. Мне оно кажется не вполне адекватным. Я не исключаю, что он будет освобожден. Но отнюдь не под давлением общественного мнения. Просто его досудебный статус свободного человека поможет прокуратуре выступить на гипотетическом процессе "СИБУРа" в более привлекательном амплуа. Впрочем, судебные перспективы дела отнюдь не очевидны. Как мне кажется, злонамеренность действий Голдовского будет трудно доказать.

Дмитрий Орлов

Перефразируя РСПП, можно сказать, что такие действия менеджеров не способствуют инвестиционному климату в стране. Вина Голдовского пока не доказана, но надо понимать, что жесткие меры в отношении его всего лишь ответ на не менее жесткие меры вне правового поля, которые Голдовский предпринял в отношении "Газпрома". Поэтому я сомневаюсь, что из диалога РСПП с Генпрокуратурой выйдет что-то путное. Можно критиковать государство за топорные методы при защите своих интересов, но хорошо, что оно их защищает. А не смотрит сквозь пальцы, как это было на протяжении целого десятилетия. Голдовский в конце концов выйдет, когда будет достигнуто соглашение "свобода в обмен на акции". Его арест сам по себе ЧП. Оно стало возможно только потому, что менеджер покусился на слишком уж большой и лакомый кусок госсобственности. Ответ был адекватным. С другими менеджерами ситуация проще, размер хищений не столь значительный. И государство не будет вынуждено прибегать к столь жестким мерам, как арест. Тем более история Голдовского послужит холодным душем для остальных.

Валерий Федоров

Валерий Федоров