"Я не болен рейтингоманией"


- Прежде вы отказывались от предложений российских телеканалов. Почему теперь вдруг согласились? - Я отвечу словами одного из тех, кто, собственно, и сделал мне это предложение, - президента Альфа-банка Петра Авена. Однажды я спросил, почему он, уходя из правительства, из множества разнообразных предложений выбрал "Альфу". Авен сказал так: "Все предлагали деньги, а Фридман (Михаил Фридман, глава "Альфа-групп". - "Ведомости") - жизнь". Это разные вещи. У меня действительно было достаточно предложений от российских каналов. Речь шла о вариантах работы на хороших постах, в прекрасных командах замечательных людей. Но меня не интересуют посты, для меня это лишь смена офиса. К тому же в Киеве у меня есть любимый ребенок - канал "1 + 1". Зачем что-то менять? Предложение возглавить СТС я принял, во-первых, потому, что у меня появляется возможность объединять усилия СТС и "1 + 1" с пользой для обоих каналов. Во-вторых, это своего рода вызов себе. Перед СТС ставятся новые задачи; чувствуется, что у него огромный потенциал. Кроме того, на мой выбор в пользу СТС повлиял и тот факт, что СТС - канал, никак не связанный с политикой. На фоне других каналов, которые так или иначе наследуют традиции советского телевидения, СТС выглядит абсолютно новой, занесенной извне инфекцией.

Возможность прихода генпродюсера и совладельца украинского канала "1 + 1" Александра Роднянского в одну из российских телекомпаний прогнозировалась довольно давно. В частности, его, как известно, прочили на ОРТ в качестве генпродюсера. В итоге месяц назад Роднянский возглавил чисто развлекательный канал СТС, который его акционеры - американская корпорация StorуFirst Communications (75% акций) и российская "Альфа-групп" (25% плюс одна акция) - решили вывести в первую тройку лидеров, не влезая при этом в политику. О том, как и когда будет меняться СТС, Александр Роднянский рассказал в интервью "Ведомостям".

Мне интересен процесс бурного развития, я люблю работать в критических ситуациях и заниматься кризисным менеджментом. В данном случае СТС - очень хорошая платформа, которая позволяет делать хорошее, интересное телевидение. Поверьте, я не болен "рейтингоманией", меня не волнуют рейтинги как результат соревнования. Мне интересно создать канал как законченное, цельное произведение. И эта задача сильно отличается от той, какую мне приходилось решать на "1 + 1". Если СТС - это бескомпромиссно развлекательное телевидение, которое можно сделать ироничным и стебным, то "1 + 1" - канал-лидер, который не может себе многого позволить.

Вообще, украинский телевизионный рынок по сравнению с российским скорее дополнительный, маргинальный - просто потому, что он в 10 раз меньше (российский рынок телерекламы по итогам 2001 г. составил более $500 млн, украинский - $50 млн. - "Ведомости"). И если сейчас не обеспечить защиту его интересов в России, то через некоторое время телерынок Украины может оказаться в зависимости от российского продукта. Поэтому для меня вариант совмещения работы на СТС и "1 + 1" интересен еще и возможностью кооперации между каналами, возможностью реализовывать проекты, которые канал "1 + 1" один никогда бы не потянул.

- Акционеры СТС неоднократно выражали удовлетворение деятельностью прежнего гендиректора Романа Петренко. Его команда практически вывела канал на рубеж окупаемости, сеть канала уверенно расширяется. Какие задачи были поставлены перед вами? - Время изменилось. Телевизионный рынок в России быстро развивается, но рост конкуренции между каналами еще более стремительный. Это, на мой взгляд, ключевое отличие российского рынка от европейского. Соответственно, чтобы удержать позиции телеканала, нужны нестандартные активные решения. Видимо, поэтому акционеры начали думать о людях, имеющих опыт в области телевизионного производства. Канал СТС традиционно не имеет собственной базы производства. Поэтому главная задача на первом этапе - формировать команду квалифицированных профессиональных продюсеров, способных осознавать место тех или иных проектов в общем облике канала, ясно и в доступной форме формулировать задачи компаниям-производителям. И, соответственно, контролировать их реализацию. Это принципиальная вещь, потому что канал не может зависеть от того, какая телепродукция представлена на рынке. Мы будем заказывать продукцию. Причем не универсальную, которая может сегодня идти на СТС, а завтра на каком-то другом канале, а учитывающую брэнд канала и те позиции СТС, которые удалось завоевать.

Помимо этого мы будем стараться расширить диапазон аудитории. Сегодня с детским и подростковым вещанием у СТС все в порядке. Но мы хотим привлечь внимание зрителя в возрасте от 18 до 45 лет. В России аудитория очень взыскательная и избалованная, здесь нужно стараться находить жанровое разнообразие телепродукта. Концепция СТС останется прежней: канал хорошего настроения.

- Собираетесь ли привлекать к работе на СТС кого-то из своих коллег по каналу "1 + 1"? - Несколько человек уже приехали в Москву, появятся и еще. Правда, украинских телевизионщиков здесь будет немного: канал "1 + 1" тоже должен жить и развиваться. Появится на канале и несколько известных фигур, может быть даже неожиданных. Пока все карты раскрывать не буду, но могу сказать, что продюсером развлекательного вещания будет Александр Цекало. Кинопродюсер Игорь Толстунов будет курировать производство телесериалов. Мы уже составили тематический план сериалов - на несколько сотен часов в общей сложности. Из него мы выберем подходящее для СТС и "1 + 1". Для производства сериалов, как, впрочем, и других проектов, оба канала объединят свои финансовые ресурсы.

- Известно, что совместно с "1 + 1" вы уже готовите два новых проекта, участниками которых станут украинцы и россияне...

- Первый - "Гарем" - один из самых ярких проектов в жанре реального телевидения. Программа будет производиться по лицензии шведской компании Strix. "Гарем" - это возвращение в эру матриархата: четыре девушки и 18 юношей отправляются в Кению. Они будут жить отдельно друг от друга во дворце и видеться только днем. Юноши будут стараться завоевать внимание этих девушек, а девушки - выбирать, кто из них продолжит игру. Что произойдет, когда юношей и девушек останется по четверо? Пока не скажу. Шведская версия предполагает 10 серий, но то, что было сделано в Скандинавии, не во всем интересно нашей аудитории. Мы не просто адаптируем формат, а пишем драматическую канву игры, историю, в которой влюбленность, ревность и месть будут играть важную роль. И если шведский вариант получился скорее провокативно-социальным, то российско-украинский вариант будет учитывать принятые в нашем обществе взаимоотношения полов. Предупрежу вопрос: съемок в душе у нас не будет. В отличие от многих реальных программ мы даем самим участникам право выбора: если камеры будут игроков смущать, они имеют право на некоторое время их выключить. Но мне кажется, что в этом случае это будет выглядеть острее и увлекательнее. Будут и ситуации, когда камера вообще будет находиться в руках участников проекта. Со временем вы все увидите. Первая группа отправится в Африку уже 17 июня.

Второй проект - это интеллектуальная игра "Самый умный". Лицензия на ее производство куплена у компании Celador, придумавшей шоу "Кто хочет стать миллионером? ". В этом очень остром, дорогом, ярком шоу одновременно играют две команды по 12 человек. Причем главный приз игры - не деньги, а статус. Победитель - будь то ребенок, стюардесса, футболист, пожарный - получит возможность почувствовать себя самым умным среди себе подобных. Обещаю, что на СТС будет и еще несколько новых шоу. Словом, увидите.

- Какой вам видится сетка вещания обновленного СТС? - Детали раскрывать мне пока не хотелось бы, поскольку работа не завершена. Скажу одно: сохранив логику и разумность построения сетки, мы собираемся лишить ее механистичности и обеспечить диалог с аудиторией СТС - без этого нельзя на долгое время увеличить рейтинги канала. Поэтому помимо новых ярких проектов собираемся добавить в сетку элемент диалогового вещания - ежедневную программу неполитических новостей, близкую по жанру к таблоидному тележурналу. Аналогичных проектов в России пока нет.

- Похоже, что учредителям придется инвестировать значительные средства в развитие канала. Назывались ли конкретные суммы и хватит ли их на реализацию поставленных задач? - Мы не работаем по принципу "вот вам сто миллионов, будьте добры освоить". Честно говоря, я бы на это никогда и не пошел. Конечно, планов становится гораздо больше, и это потребует коррекции бюджета. Однако речь не идет о механическом инвестировании акционерами средств в канал.

- Когда зритель сможет увидеть новое лицо СТС? - В сентябре, с началом нового телесезона. То есть времени у нас остается всего-то три месяца. Тем не менее считаю неправильным упустить возможность уже в наступающем сезоне показать зрителю, что от СТС можно ожидать много новых сюрпризов.