Рыцарь Интернета, выбитый из седла


В прошлое воскресенье с поста генерального директора немецкой корпорации Bertelsmann был уволен Томас Миддельхофф, человек, который на протяжении многих лет считался звездой медиа-индустрии. Этому относительно молодому менеджеру удалось превратить неповоротливую и консервативную компанию Bertels-mann в одного из самых крупных игроков, в том числе на рынке электронного контента. Это в итоге и стоило ему поста.

Миддельхофф очень давно стал убежденным адептом интернет-технологий. Он вовремя сделал ставку на компанию America Online, что принесло ему миллиарды долларов и международную репутацию провидца. В 1997 г., когда стало известно о назначении 44-летнего Миддельхоффа на должность генерального директора Bertelsmann, он был самым молодым членом совета директоров компании. За два года до этого он добился инвестиций в компанию America Online, которую мало кто считал тогда перспективной. Тогда же завязалась дружба Миддельхоффа с главой AOL Стивом Кейзом.

Впоследствии именно Миддельхофф решил поддержать попавшую в трудное положение музыкальную онлайновую службу Napster, он же стал инициатором покупки ряда интернет-магазинов, в частности Fast Company.

Еще полтора года назад Миддельхофф и его коллеги и приятели Стив Кейз из AOL и Жан-Мари Месье из Vivendi были олицетворением нового поколения менеджеров эры Интернета, осуществлявших революцию в медиа-бизнесе и индустрии развлечений. Но в конце концов удача отвернулась от поборников интернет-технологий. Кейз остался во главе AOL, однако его ближайший соратник по America Online, Роберт Питтман, покинул компанию, а сама эта онлайновая служба переживает трудные времена. Месье, архитектор новой стратегии Vivendi, превративший обычную водопроводную компанию в гиганта развлекательного бизнеса, был уволен в этом месяце.

Теперь и Миддельхофф вынужден покинуть Bertelsmann под давлением "старой гвардии", представляющей интересы главных акционеров компании. Семейство Мон, владеющее контрольным пакетом акций, изначально поддерживало начинания Миддельхоффа, но в последнее время акционеры все меньше верили в перспективность его "футуристических" проектов. В официальном заявлении Bertelsmann говорится, что уход Миддельхоффа был вызван "расхождениями во взглядах". Информированные источники утверждают, что главные расхождения касались планов Миддельхоффа относительно первичного размещения акций корпорации.

Bertelsmann была создана 167 лет назад в г. Гутерсло и до сих пор остается для этого немецкого городка главным предприятием. Первоначально специализировавшаяся на издании книг и журналов компания не так давно диверсифицировалась, обзаведясь телевизионным бизнесом и интернет-подразделением. При этом Bertelsmann оставалась замкнутой компанией со сложной многоуровневой структурой. Сторонники корпоративных традиций Bertelsmann всегда с опаской относились к экспансии компании на рынок телевидения и Интернета. Не вписывалась в традиции Bertelsmann и слишком яркая и публичная манера держаться, свойственная Миддельхоффу. "До него фигуры руководителей компании оставались в тени - никто практически не знал об их существовании, - говорит Леонард Риджо, руководитель компании Barnes & Noble, которая является партнером Bertelsmann по книготорговому бизнесу в США. - Однако Томас непременно оказывался в центре всеобщего внимания". На одной из американских пресс-конференций Bertelsmann, посвященной результатам финансового года, Миддельхофф лично подавал приглашенным пирожные и гамбургеры, широко улыбаясь и называя себя "американцем с немецким паспортом".

С самого начала своей руководящей деятельности в Bertelsmann Миддельхофф прилагал немалые усилия для расширения бизнеса корпорации. Он вел переговоры о покупке с магазином Ama-zon.com и издательством Simon & Schuster. Он же добился приобретения компании Random House, превратившего Bertels-mann в крупнейшего издателя англоязычных книг. К концу 1998 г. у корпорации была доля в 110 с лишним коммерческих интернет-проектах.

Одной из главных целей Миддельхофф считал изменение культурной парадигмы корпорации с помощью серии крупных приобретений или первичного размещения акций. Пару лет назад Миддельхофф обещал сделать Bertelsmann крупнейшей музыкальной компанией в мире, однако попытка слияния с музыкальным подразделением корпорации EMI Group оказалась неудачной - сделка была заблокирована европейскими антимонопольными органами. Неудачу потерпел и амбициозный издательский проект Bertelsmann в США. Многие осуждали Миддельхоффа и за поддержку Napster осенью 2000 г. Bertelsmann инвестировала в эту службу около $80 млн, еще большие суммы были вложены в другие интернет-проекты. В прошлом году Миддельхофф активно занимался подготовкой к первичному размещению акций Bertelsmann. Корпорация передала 25% -ный пакет своих акций бельгийской инвестиционной компании Groupe Bruxelles Lambert с целью продажи этих акций в 2005 г.

Однако в руководстве корпорации нарастало противодействие этой экспансионистской политике. Не так давно у Миддельхоффа возникли разногласия с председателем совета Гердом Шульте-Хилленом. Генеральный директор предлагал к 2005 г. разместить на бирже более 25% акций Bertelsmann. Кроме того, он добивался существенного расширения своих полномочий в вопросах управления корпорацией. На этот раз совет проголосовал против предложения Миддельхоффа. Позицию генерального директора не поддержала даже компания Groupe Bruxelles Lambert. Акционеры Bertelsmann, в частности 81-летний Райнхард Мон, стали всерьез опасаться, что компания может выйти из-под контроля семьи Мон.

Конфликт завершился увольнением Миддельхоффа и назначением на его место 59-летнего ветерана издательского бизнеса Bertelsmann Гюнтера Тилена. Многие ожидают, что после этого корпорация, годовой доход которой и так превышает $20 млрд, существенно умерит свои амбициозные экспансионистские аппетиты.

Похоже, в Европе наметилась тенденция к сокращению сроков пребывания генеральных директоров у власти. Было время, когда назначение на эту должность считалось практически пожизненным. Однако сейчас, когда акционеры все активнее заявляют о своих правах, смены в высшем руководстве корпораций происходят все чаще. Два месяца назад журнал Fortune написал, что нынешний генеральный директор Bertelsmann "наверняка продержится на своем посту до 2013 г. и после этого уйдет на положенную пенсию". Но Миддельхофф, которому сейчас 49 лет, не оправдал этих ожиданий, разделив судьбу Месье и главы Deutsche Telekom Рона Зоммера. (WSJ, 28. 07. 2002)